Рецензия на книгу
Господа Головлевы
Михаил Салтыков-Щедрин
Аноним26 февраля 2025 г."... очутился на головлевской земле, на той постылой земле, которая родила его постылым, вскормила постылым, выпустила постылым на все четыре стороны и теперь, постылого же, вновь принимает его в свое лоно".
Этот роман об угасании рода, распаде семьи, о нравственной пустоте является одним из самых мрачных в русской литературе. Среди сгущающихся теней и "умертвий", наполняющих дом Головлевых, не проскользнет ни одного лучика надежды.
Отовсюду, из всех углов этого постылого дома, казалось, выползали «умертвия». Куда ни пойдешь, в какую сторону ни повернешься, везде шевелятся серые призраки.Постылый не только дом, но и люди в нем проживающие — дети и внуки, тем или иным образом не оправдавшие своё появление на свет божий. Нет к ним ни жалости, ни сострадания. Эта постылость прослеживается во всём романе как синоним ненужности, невостребованности, ненадобности, отторжения. Сам род Головлевых становится постылым, никому не нужным, выморочным.
Салтыков-Щедрин приводит три причины разложения рода Головлевых — "праздность, непригодность к какому бы то ни было делу и запой". Лишь Арина Петровна блеснула "случайным метеором" и, будучи женщиной энергичной, творческой, приумножила семейное состояние, хлопотала, ради семьи стараясь. Но была ли семья или же только формальное её название? С мужем их связывала взаимная неприязнь и брань в течение более 40 лет.
Постепенно разрастаясь и ожесточаясь, размолвки эти кончились, со стороны жены, полным и презрительным равнодушием к мужу-шуту, со стороны мужа — искреннею ненавистью к жене, ненавистью, в которую, однако ж, входила значительная доля трусости. Муж называл жену «ведьмою» и «чертом», жена называла мужа — «ветряною мельницей» и «бесструнной балалайкой».В атмосфере раздора, упрёков, чёрствости и существовали их отпрыски. В этой семье не было главного — любви. Ни один из родителей не обладал этим чувством ни по отношению к супругу, ни по отношению к собственным детям, росшим будто сорняки, не имеющих положительного влияния старшего поколения, не получавших должного воспитания.
Инфантильный отец способен был только на зачитывание "вольных" стишков и перемывание косточек маменьке, супружнице своей. Арина Петровна была извращена властью настолько, что теплых чувств в душе не осталось вовсе, да и дел было невпроворот — скупать, накоплять, за челядью следить, попрекать и управлять. Постылых же детей, которые не угодили, терпеть рядом не намеревалась и "бросив кусок" им, считала свой долг родительский выполненным. Так, не оказалось у неё сердечности на старшего сына Степана, который прибился к ней после разорения. Не приученный к труду, не способный на деятельность, он не мог для себя даже хлеба добыть, и зная, что заест его маменька, в отчаянии вернулся в отчий дом от безделья маяться да горькую пить. Маменька сына постылого у крыльца девичьего встретила, а в дом не пустила, отправила с холодной циничностью в контору свои дни прозябать.
Все понимали, что перед ними постылый, который пришел в постылое место, пришел навсегда, и нет для него отсюда выхода, кроме как ногами вперед на погост. И всем делалось в одно и то же время и жалко и жутко.Пребывающие в праздности господа, не приспособленные к делу, — продукт помещичьего строя, основанного на крепостном праве. Лишившись поддержки родителей, получающих доход от поместья, они оказывались не способными содержать себя, что приводило к личностным катастрофам. Такова история упадка всего сословия, развращенного властью и вседозволенностью в своих владениях, не нашедшего себе применения в жизни.
Образ Иудушки — один из мощнейших из описаний национальных, русских характеров. Он не просто лицемер, который лисицей втирается в доверие. Он лживый пустобрёх, речь которого сладко льется, да ядом пропитана, что и отметила Анничка —
Именно гной какой-то просачивался сквозь разглагольствования Иудушки! Не простое пустословие это было, а язва смердящая, которая непрестанно точила из себя гной.
ежели он и был лицемер, то лицемер чисто русского пошиба, то есть просто человек, лишенный всякого нравственного мерила и не знающий иной истины, кроме той, которая значится в азбучных прописях. Он был невежествен без границ, сутяга, лгун, пустослов и, в довершение всего, боялся черта.Из страха чёрта Порфирий Владимирович и богу молился да из привычки к соблюдению обрядов. Истинной веры не было в этом человеке, но очень уж удобно было ею прикрываться, красивые правильные слова говорить, божьи законы в свою словесную паутину впутывать. Стоя перед образами, сотворяя молитву, Иудушка и предательство сотворяет — милостью Божией определяет ненужного отпрыска в воспитательный дом, дабы никто не мог упрекнуть его в прелюбодеянии. И лжёт он так истово, что сам в свою ложь начинает верить. Иногда так удачно это у него получится, что прослезится - так хорошо солгал!
А как начинает словеса разводить, что и читателю неуютно станет, будто душу тебе разъедает. Словно комар среди ночи зудит и зудит, зудит и зудит, исподтишка кусает и снова зудит...У Иудушки не только речи пустые, но и душа под стать — нет в ней ни любви, ни сострадания, ни доброго отношения к родным.
Для него не существует ни горя, ни радости, ни ненависти, ни любви.Наполняет его один лишь прах, а после смерти маменьки "этот прах, не находя истока, будет накопляться в нем до тех пор, пока окончательно не задушит его".
Осевши в Головлево, Иудушка следит за жизнью брата Павла, переманив на свою сторону Улитушку, которая действует по его наущению — маменьке власти не давать, вредным привычкам братца потворствовать. Как только ясно стало, что Павел не жилец, так и прикатил Порфирий "проститься" да хозяйство принять. А своего он никогда не упустит. Сердце не дрогнет, даже ежели сыну беда грозить будет. Прикроет свою жадность и злобливость молитвенно сложенными ручками, смиренною молитвою и сетью "пустых и насквозь прогнивших афоризмов".
И жалко мне его, с одной стороны, даже до слез жалко, а с другой стороны — сам виноват! Всегда он был к отцу непочтителен — вот Бог за это и наказал!Хорошего завершения при таком раскладе ждать не стоит. Хуже всего, что история вымороченных семей будет продолжаться, поскольку финал закольцован —
Тогда снарядили нового верхового и отправили его в Горюшкино к «сестрице» Надежде Ивановне Галкиной (дочке тетеньки Варвары Михайловны), которая уже с прошлой осени зорко следила за всем, происходившим в Головлеве.Содержит спойлеры11208