Рецензия на книгу
Похоронное бюро «Хэйзел и Смит»
Мария Руднева
Аноним25 февраля 2025 г.!!! Сразу хочу попросить всех, кто ещё не прочитал книгу и не хочет узнавать спойлеры на неё, немедля закрыть моё мыслеизлияние. !!!
***
Всех приветствую, кто приступает к чтению данной, нижепредставленной, рецензии. Хотя для подруги и раньше составлял своё мнение о прочитанном, реальных отзывов на книги никогда ранее писать не доводилось.
А теперь, наконец, представляю вашему вниманию мою первую в жизни рецензию. Приятного прочтения!Плюсы:
1) Книга "Похоронное бюро «Хэйзел и Смит»" была прочитана, если верить (а ей я не вижу поводов не доверять) электронной читалке, за 5 часов 45 минут - то есть очень быстро. Это я бы отнёс как к плюсам - значит, слог быстрый, приятный, ни разу не приходилось "продираться" сквозь дебри текста, открывал и читал книгу при каждой возможности легко и с удовольствием. Нет затянутости - с другой стороны, и страниц в книге всего 320, достаточно мало (для меня, по крайней мере, который за два дня прочитал, например, ту же "Шестёрку воронов" на 576, очень быстро пролетели также "Продажное королевство" , "Ученик убийцы" , "Королевский убийца" - в общем, примеров у меня предостаточно, я любитель длинненьких толстеньких увесистых томов)).
2) Честно, не особо меня радует нынешняя тенденция на поголовные книжные серии. Их, по моим ощущениям, всё больше и больше, но иногда хочется прочитать просто одну книгу, прожить с героями от первой страницы до последней, и распрощаться с ними - и в большом количестве случаев именно это было бы наилучшим для книги, а не новые и новые части для давно исчерпавшей себя истории. А здесь именно так, как надо, одна книга с законченной историей, что как глоток свежего воздуха среди сплошных серий да саг.
3) Главный герой - Дориан Хэйзел - приятный, такой, как я люблю. Я их называю "депрессивными чмонями" (исключительно любя и с бесконечной нежностью!). Поэт,
"больше мёртвый (призрак), чем живой",бледный, невысокий - одним словом - мечта.
Минусы:
Итак, некоторые моменты в плюсах я выделял курсивом - и не забавы ради, а чтобы упомянуть, почему они являются не только плюсами, но и минусами книги одновременно.
1) "...страниц в книге всего 320, достаточно мало..." - всё происходит излишне быстро. Только я открыл книгу, - хоп! - Дориан уже знакомится с Валентайном - хоп! - они уже ведут себя как давнишние лучшие друзья - хоп! - первые похороны уже прошли - хоп! - хоп! - хоп! - ...
Мне кажется, больше страничек на сто надо было написать. Больше повседневности, каких-то бытовых моментов, скажем так. Вполне допускаю, что могу быть не прав, так как и сам помню какие-то "перерывы" между сплошным сюжетом, но мне их категорически, по ощущениям, не хватило. Может, я подсознательно сравниваю с той же "Сагой о видящих" , где, учитывая шрифт, с которым я читаю в электронном формате, в первой и второй книгах вместе - 8411, в третьей - 6462 страниц, тогда как в "Похоронное бюро «Хэйзел и Смит»" - всего 1645.
В общем, так или иначе, по-моему, "перерывов" от сюжета не хватило.Бесполезные сюжетные линии, никуда не приведшие (пункты 2-6):
2) "...Поэт..." - поэт, да, именно так заявляется в начале, да не один раз. И ещё немного упоминаний об этом встречается по ходу книги. Именно о поэтической карьере говорит Дориан Валентайну, когда тот спрашивает, чем бы он хотел заниматься на самом деле.
Но по факту? В книге нет ни одного стихотворения! Ладно нет стихотворений, но ни разу даже не прозвучало в тексте, что Дориан что-то сочиняет! Он ни разу этим не занимался!
Я сам иногда пишу стихи - и что ж, пишу на негативных эмоциях. Так почему бы не показать, что он "взялся за перо", когда умерла его сестра? когда "умер" Валентайн? когда Валентайн "воскрес" (выместить свою обиду на него, тогда бы этим можно было объяснить, почему он так быстро его простил - просто уже выплеснул все свои чувства (об этом, кстати, позже тоже упомяну))? Но нет, он ни разу ничего не писал. Очень жаль, что этим авторша ни разу не воспользовалась.
И при этом он заявлял, что на самом деле хотел бы заниматься именно этим вместо того, чтобы быть гробовщиком... Честно, это даже просто-напросто странно.3) Когда шли первые похороны, миссис Уайт им сказала:
"Я этого так не оставлю" - и по итогу что? Где тот самый скандал, которого мы ждали чуть ли не две главы? Почему эта сюжетная линия не выстрелила?
Да даже можно было ничего не менять в книге, а, например, сделать так, что похоронная инспекция, или как правильно она называлась, которая пыталась украсть документы на их похоронное бюро, сделала это именно по очень настойчивой "просьбе" миссис Уайт, которая убедила их, что эти Хэйзел со Смитом ужасные управленцы. Вот и всё, сюжетка выстрелила, скандал устроен.
Но в книге этого не было, то есть
"Я этого так не оставлю"оказалось тупиком без продолжения.
4) Я так понял (возможно, неправильно), что у Анны были моменты "беспамятства", когда ею завладевал этот злой дух.
Так с чего дух решил броситься под колёса на верную смерть (когда Дориан её спас и впервые с Анной познакомился)?5) Дора. Зачем она была нужна в общем и целом?
Дориан забрал её альбомы для рисования - это никак не сыграло. Он почему-то считал её легкомысленной дурочкой (с чего?? Дориан не похож на человека, который так о людях направо и налево думает, считая себя более глубоким - там даже упоминалось про его низкую самооценку. Они с ней вроде в детстве играли, дружили?..). Её муж и дворецкий на него с презрением посмотрели, он сколотил гроб и... уехал. И больше про Дору никто никогда не вспоминал. Она была нужна зачем???6) Ревность Валентайна к Эмилии - эм-м-м... с чего? Почему? Для чего?
Мне даже добавить нечего, это опять абсолютно нераскрытая линия.7) "Смерть" Валентайна. Что ж... тут мне есть, что сказать.
Во-первых, будем честны, мы все этот "неожиданный поворот" уже видели в Шерлоке. Буквально взятая оттуда сюжетная линия.
Во-вторых, Дориан даже не пообижался на него. Не могу это полноценно записать в минусы, потому что, ну, ладно, у каждого свой характер, но по-моему это абсолютно неправильно. Я, видимо, вместо Дориана прочувствовал всю боль и обиду, отвращение и злость на Валентайна. Стало так неприятно в тот момент, когда он заявился на порог к Хэйзелу как ни в чём не бывало! Это было очень предсказуемо - опять же, мы все это уже видели, серьёзно. Тут и моя давняя обида на Майлза Эджворта (он уже не из книг, а из игр "Ace Attorney"), который точно так же тоже "умер", а потом, оказывается, "не умер", и точно так же преспокойно заявился к главному герою, а тот по итогам всё быстро прощает, взыграла с новой силой...
И он также абсолютно спокойно принял, что трое не совсем уж незнакомых для него людей ему в глаза врали нагло и не краснели, видя в каком угнетении находится он, в депрессии, думает даже порой о смерти и так далее. Как так-то?
В-третьих, если честно, я с самого начала предполагал, что Валентайн умрёт. За это, кстати, хочу похвалить авторшу - если она намеренно оставляла на это намёки, я их сумел заметить и правильно интерпретировать. Постоянные упоминания, какой он "живой живчик" - да он просто обязан был умереть!
И я этого ждал! Что он правда, правда-правда, умрёт!
Но чуда, как обычно, не случилось. Это уже вторая подряд книга (сначала в "Смерть заберёт с собой осень" , теперь здесь), где я ждал логичной кончины героя, но она не случилась - и очень обидно! По мне, это не пошло истории на пользу.
Если бы он правда умер, было бы гораздо интереснее.
Представьте: Валентайн правда умер. Дориан - единственный, кто его теперь видит. Тот подбадривает его на изгнание злого духа, потом сопровождает, пока Дориан, как попросил ещё при жизни Валентайн, подготавливает его тело к погребению сквозь муки и слёзы. Но после похорон... остаётся призраком, потому что не может оставить Хэйзела! И вот они вместе управляют похоронным бюро.
Не знаю, что-то в духе Sally Face, когда Ларри умер и они на пару с Салли расправлялись со злыми сущностями - один в реальном, другой в загробном мире.
А так - банальный хэппи-энд, в котором все как бы счастливы. Что сказать - ну ок, других слов нет, по правде говоря. Удешевило, упростило, ускучнило всю книгу в разы.Отсюда вытекает следующий минус:
8) Абсолютная бесполезность Дориана! Почти из всей книги - кроме, пожалуй, той части, где он помог изгнать мстящего духа из Анны - его можно вырезать! И поменяется ровным счётом ни-че-го!
Даже сам Дориан об этом думает:
"Валентайн... Скажите, а я правда вас устраиваю? Как компаньон? <...> Я хотел сказать, что ни для какого дела не пригоден. И совершенно случайно стал инвестором. Возможно, даже по ошибке" - но в ответ Валентайн только отшучивается и переводит тему.
"[у Валентайна] Цепкость дельца, хорошее образование и при этом способность рисковать и идти на высокие ставки <...> Но зачем тогда ему понадобился я?..
При этом в начале это обговаривалось:
"Дар, подобный вашему, нечасто встретишь. Вы от природы в тесном контакте с потусторонними силами. И мне просто необходим такой человек в компаньонах. Вы сможете помочь мне там, где нужна будет человечность. Да, <...> мне её <...> не хватает. Так уж вышло, что с мёртвыми я лажу лучше, чем с живыми. А призраки, как назло, все до единого цепляются за жизнь."Но это же наглая ложь! Валентайн всю книгу общался что с живыми, что с призраками самостоятельно! Дориан абсолютно бесполезен и не нужен!
Если бы Валентайн призраков не видел, а Дориан - да, тогда бы можно было понять, тогда единственный способ для Смита связаться с потусторонним миром был через Дориана осуществим. Но Валентайн мало того, что призраков видит, так он же их - в то время как Хэйзелу это недоступно! - даже касаться может! Зачем ему, на кой чёрт ему сдался бесполезный Дориан? Как инвестор? Так у него и денег в достатке!
Дориан не раскрыт в этом плане никак абсолютно.9) Не совсем по книге, не совсем минус, но... в тексте Дориан ясно и чётко говорит:
"Но во мне и правда есть что-то осеннее. Волосы цвета дубовой листвы в середине октября, глаза цвета желудей <...>"
А на обложке - ̶Д̶р̶а̶к̶о̶ ̶М̶а̶л̶ф̶о̶й̶ сероглазый блондин.
Кстати, сейчас ещё повнимательнее её рассмотрел, что-то вообще не понимаю, что за ожерелье в руках у Валентайна и кинжал у Дориана?..
Короче, обложка, конечно, красивая, но очень сомнительная в контексте книги.В общем, подводя итоги: идея прекрасная, слог у авторши замечательный, но очень много вопросов, очень мало ответов. Слишком много пустых сюжеток, которые привели в тупик. Слишком быстрое повествование - эта книга, реально доработанная, доведённая до ума, раскрывающая все ружья и сюжетные линии, должна содержать в себе по крайней мере страниц 600.
Я ставлю оценки по пятибалльной шкале без половинок, и мой вердикт таким образом, к сожалению, только 3/5.
Хотя я правда очень лояльный читатель и ставлю обычно либо 5, либо 1 (когда всё совсем уж плохо)). Но тут даже на четвёрку натянуть не смог.
Желаю авторше, Марии Рудневой, всяческих дальнейших творческих успехов. Ей и всем дочитавшим мою рецензию - благодарность;)Всех благ,
VasGoСодержит спойлеры8146