Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Жизнь Клима Самгина. В трех книгах

Максим Горький

  • Аватар пользователя
    Аноним30 апреля 2015 г.

    Роман (или повесть, как обозначил сам Горький) в связи с преждевременной смертью автора называют неоконченным произведением. В одной из своих лекций по литературе Дмитрий Быков рассуждает о том, мог ли вообще Горький описать в своем романе смерть главного героя. Такой человек, как Клим Самгин, желающий искусственно выглядеть безупречным на чужом фоне, не мог позволить себе никакую иную смерть, кроме смерти изысканной, героической, которую автор в свою очередь никак не мог допустить.

    Несмотря на отсутствие точки в повествовании по моему мнению произведение не обесценивается: оно дает широкую картину эпохи, взгляд со стороны на разные слои общества и главные социальные течения революционного времени. Отличительной чертой является то, что мы видим взгляд изнутри, ведь события описываются через призму восприятия главного героя. В целом подход не новаторский, до Горького русская литература уже видела романы-эпопеи, политически ориентированные романы, философские изыскания. Произведение представляет собой авторскую попытку совместить классический роман и хронику. Этим объясняется не совсем характерная для данного автора подача.

    Произведение на три четвертых состоит из диалогов персонажей. Они спорят о политике, говорят о женщинах, снова возвращаются к политике, вспоминая своих знакомых. При такой форме повествования важно понимать, где заканчивается мысль автора и начинается собственная мыслительная деятельность героев. Последнего в книге предостаточно. И если закрыть глаза на то, что Горький — мастер описаний, то даже поведение персонажей во время очередной дискуссии выдает каждого с головой. Автор разделяет их не только по внешней манере говорить, он копает глубже, показывая внутренний процесс созревания мысли, основывающийся на каких-либо убеждениях, которые у каждого героя свои.

    «Стремление быть на виду, показывать себя большим человеком — вполне естественное стремление и не будь его — жизнь потеряла бы смысл». Жизнь как попытка убедить себя в том, что «я не бездарен, я умею видеть нечто, чего другие не видят» путем унижения других людей, желание казаться лучше за счет других — вот все то, что занимает Клима Самгина.
    «Аппарат не столько мыслящий, сколько рассуждающий» — говорит о Самгине Иноков как выразитель авторского отношения, что подтверждает некоторую ограниченность умственных способностей Клима, леность его ума. И страшно вовсе не то, что Самгин не способен к самостоятельному генерированию мыслей, а то, что он абсолютно не имеет такого человеческого качества как сострадание. Самгин думает исключительно о себе, впрочем, как и вся интеллигенция в романе (видение с множеством двойников Самгина в третьей части показывает массовость подобных людей). «Нередко Самгин чувствовал, что они (мужики) рассматривают его как нечто непонятное и ненужное» — именно так можно описать отношение Горького к революционно настроенной интеллигенции, вся деятельность которой по сути начиналась и заканчивалась бессмыслицей. Движущей силой всегда являлся народ.
    Развитие личности Клима незамысловато: совершенствуются знания, мастерство притворства, никак не совершенствуются нравственные качества. Самоотверженностью и способностью к подлинной любви и верности в романе обладают только Анфимьевна и Митрофанов, простые люди, на стороне которых симпатия автора.

    Роман многогранен. Подходить к нему нужно обстоятельно, имея за плечами определенное количество накопленных знаний, базу. Человек, который не отличает эсеров от кадетов, вряд ли сможет оценить произведение по достоинству. Горький не подает свою мысль в лоб, до нее нужно дойти, приложив некоторые усилия. Пролистав эпопею за пару дней, читатель рискует получить смазанное впечатление от романа, смешанных в одной бочке картонных героев. Но стоит уделить роману больше внимания, и он откроется с другой стороны, начнет переливаться как драгоценный камень. Этот роман вполне обоснованно является одним из шедевров мировой литературы.

    10
    194