Рецензия на книгу
Повелительница львов
Алан Савадж
Аноним22 февраля 2025 г.Единственный человек, на которого стоит рассчитывать - я сама (с)
Порой судьба несправедливо подкидывает испытания, которые можно было бы избежать и жить себе спокойно в счастливом неведении, но это не такой случай. А именно он свел меня по воле неизвестно каких велителей с Аланам Саваджем - автором, безусловно плодовитым - написать более 200 романов за творческую карьеру, это вам не горшки обжигать. А если представить, что это все романы исторические, то невольно вот хочется пожать автору руку... но .. рано! Ровно до момента ознакомления с его шедеврами, все еще видится с этаком прелестном свете с розовыми очками и надеждами на хоть какую-то реалистичность и достоверность. Дзинь! Не сбылось, что ж теперь ;)
Подводя итоги знакомства с автором, я скажу, что это было, то еще испытание. Мы прожили с ним и его творчеством (благо только в приближении единственного экземпляра) бок о бок больше недели, погружаясь в пучины нечитуна и полного отвержения от каких бы то ни было литературных изысков. Претило буквально все, связанное с книгами, потому как творчество Саваджа затмевало любое читательское открытие, отвращая в целом от чтения. И я не могу сказать, что виной тому отсутствие творческого мастерства или неумение связать пару слов в удобоваримое для стандартного читателя произведение, но доверие, которое обычно всегда сопровождает авторов исторической прозы к человеку, который в целом не сильно заинтересован в какой-то теме/периоде/личности, очень сильно подрывается по мере погружения в историю жизни довольно существенной фигуры для английского престола - Маргариты Анжуйской из под пера такого мэтра.
Постоянно скатываясь в пучину " а проверю-ка я этот факт в google", начинаешь уставать; сухое изложение фактов, желание объять совершенно необъятный период в 500- страничном рассказе, отсутствие логики повествования и желание подмахнуть факт-другой, авось никто и не увидит - все это постепенно сводило на нет весь интерес к книге. При всем при этом, как читатель, начинаешь испытывать невольно ужасное желание тот час же прочитать более достоверные художественные произведения по той же тематике - все же сама личность главной героини и период, на который замахнулся автор, настолько круты, что не может кануть в небытие, будучи освещенным лишь им. И я, как истинный душнила, уверена, что я еще вернусь к этому интереснейшему периоду вновь, но в сопровождении более сильной артиллерии историков и знатоков, которые не обманут даже по мелочам.
Если говорить про это произведение, то нет никаких секретов, о чем оно. Оно полностью посвящено личности Маргариты Анжуйской - от ее становления нареченной невестой короля Англии - Генриха VI до самой ее (!) смерти. Является ли это полным ее жизнеописанием? Категорически - нет. Это лишь ее свободное изложение, в которой автор несколько отклоняется от исторической повестки, переходя от исторических событий к вольному художественному эротическому путешествию по мужским [..и не только] естествам Англии и близлежащих земель. И это, если честно, выглядит безумно странно и непонятно, а порой даже смешно. На какую историческую ценность претендовал автор и что хотел сказать этим эпосом??
Если отринуть все субъективные суждения, то автор провалил миссию показать истинный характер и внутренние метания Маргариты Анжуйской - личности, безусловно, сильной, важной и яркой в истории Англии. Рассказывая ее историю от самого наречения и обручения с незнакомцем, автор все же, на мой взгляд теряет суть повествования, отходя от внутренних переживаний к какому-то сухому изложению фактов.
Сухие перечисления исторических регалий и фактов родства отдельных персонажей сильно изобилующие местами в повествовании убивают интерес у неискушенных читателей. Мы просто следим за краткой хроникой событий, не погружаясь в причины и цели каждой из сторон. История превращается в фарс, где приходится просто довольствоваться тем, что дали; без каких-то глубоких изысканий, умозаключений или открытий в исторических хрониках. При всем при этом, очень грубое впечатление производит факт, когда автор напрямую в повествовании обращается к жонглированию реальных и фантастических фактов, пытаясь на их основе построить то самое, что стоит внимание. Это не просто негативно отражается на впечатлении, но является краеугольным камнем в доверии к автору и самой истории.И еще одно признание - все это (изложенное на страницах) не сработало. Не получилось у автора показать многогранность Маргариты, ее внутренние метания, ее преображение, в конце концов. Она осталась довольно плоской куклой, которая в соответствии со своим положением, возведенной в приличествующий сан, жаждала всегда лишь одного - власти и денег. Не было душевного надрыва, и, даже пренебрежение женскими чарами со стороны законного супруга, не стали тем самым катализатором. Очень быстро из тринадцатилетней мечтательной и милой девочки она стала довольно грубой и жестокой девой, ведущей своих львов в атаку. И ладно бы с какими-то приличествующими королеве целями - отнюдь.
И да, львы в данном случае - пусть и сказительные элементы - т.е. это воины, которые стояли за дом Ланкастеров, но говоря о "повелительнице львов" нельзя не вспомнить про Альбиона - домашнего питомца Марго! Самого первого льва, готового броситься в пекло сражений за свою властительницу.Маргарите не повезло с супругом - это факт. Будучи совершенно отрешенным от мира, слишком приверженным религии и подверженном некоего рода психическим недугам, Генрих не стал тем самым оплотом и королем, который бросил мир к ногам любимой женщины. И в этом плане Марго можно, действительно, лишь посочувствовать, потому как, принимая во внимание все сопутствующие вопросы, она оказалась в капкане, выход их которого или смерть с грифом "Измена" или фарс, который нужно было нести всю жизнь. И она решительно повела себя в этой ситуации.. А Судьи кто?
Грустно признавать факт, что того самого просто женского счастья на долю Маргариты не выпадало, пожалуй, больше, чем на пару суток. За сиюминутным счастьем, всегда следовала реальность и расплата без возможности порадоваться и пожить в этой неге. Ее сильный характер, ее воля к справедливости и желанию восстановления приличествующих прав, не позволяла жить спокойной жизнью. Из простой женщины, пусть и коронованной в Англии, она стала капралом, который вдохновляет солдат жертвовать жизнью; искать материальные средства продолжать борьбу; мстить и добиваться возвышения, будучи в полной уверенности в собственном исключительном праве (и это, признаться, для меня было самым смешным).
Но все бы ничего, если бы автор в какой-то момент не решил, что история стала скучна и пора ее разбавить эротикой, причем такой.. неприкрытой. И вот уже Алая роза порхает из одной постели к другой, голышом танцует на пирушке у разбойников и отдается всем, кто только посмотрел ей вслед. Сказались ли сии факты на впечатление от героини и не дали ли +1 в противостоянии с Йорками? Увы, без вариантов.
Итог сего описания прост - я не советую автора для знакомства с историей Англии. Уверена, есть более компетентные эксперты периода войн Алой и Белой Розы, которые не будут довольствоваться сухим изложением и приключениями плоти, а действительно расскажут суть и цели противостояния двух великих домов. А пока для меня это какой-то фарс с битвами ради битвы и галочки, что вот те - власть наша, мы победили. Но, чего ради всего это и вообще - каким образом формировался весь "ариергард" почитателей "Алой розы" ? Что дала им она? только лишь милое личико играло ту самую роль, благодаря которой великие лорды лишались жизней? Для меня все это осталось одной большой загадкой, посему - книга такое себе чтение, не дающее ничего по итогу, кроме желания реальных знаний, которые могут расставить все точки на Ё
53252