Рецензия на книгу
Predictably Irrational: The Hidden Forces That Shape Our Decisions
Dan Ariely
Аноним22 февраля 2025 г.Житейская мудрость на научный лад
Всем привет! И это снова я, ваш неутомимый популяризатор научно-популярной литературы. )) На этот раз сети принесли настоящую находку. Это бинго и любовь с первого взгляда. Хотя некоторые главы, особенно ближе к концу, разочаровали, книга получает крепкую четверку. Ибо концентрация полезных мыслей на единицу текста зашкаливает. И, что радует, она наконец-то(!) сдвигает экономику с чисто мужского подхода спроса-предложения в человеческое (или, словами Ариэли, "иррациональное") русло.
Но обо всем по порядку.
Если вы знакомы с работами Канемана, то это весьма близко, только доступнее и с приятными мини-экспериментами. Подкупило и то, что примеры и выводы полностью совпадают с моими интуитивными. Теперь, не кривя душой, могу добавлять к собственным мыслям присказку "по мнению американских ученых". )))
Итак, поехали.
Всегда берите на свидание некрасивого друга (подругу) Ну тут все просто, секрет сей известен и широко протестирован пятьюдесятью эдак поколениями мужчин и женщин. Новое в подходе Ариэли именно то, что сие правило ("эффект приманки") работает не только на свиданиях. Человеку проще выбрать между двумя сравнимыми вариантам, особенно, если ни один ему незнаком. Отсюда вывод - если вы хотите что-то продать, всегда размещайте в рекламе варианты А+ и А-, а также Б. Б сразу отпадет, а вот из двух А покупатель выберет нужный именно вам. )
Это сладкое слово "Халява".. Оно, конечно, сколько не говори "сахар" во рту сладко не станет, но если угоститься халявной конфеткой - то вполне. Ариэли описывает пару кейсов, как с помощью "халявных" акций, бесплатных раздач и прочих завлекалочек, нам продают то, что хотят сбыть, а не то, что нам нужно. Что называется, смотри пункт первый (история в том, что мозг автоматически очень сильно возбуждается при слове "бесплатно", префронтальная кора теряет контроль, и все - вас можно брать голыми руками).
Ударникам производства - почетная грамота. Мы все хотим получать хорошую зарплату. И мы все рады помочь ближнему своему. До сих пор все верно, так? На работе зарплата и КЗОТ, в жизни - соседско-приятельские отношения. Все в норме. А если так? На работе - приятельские отношения, а с соседом - денежно-товарные? Правильно, ничего хорошего с соседом не будет. Но вот и на работе тоже, оказывается, все будет не совсем гладко. Работодатель вам - бесплатный обед, в офисе, например. Домашнюю атмосферу, мягкие креслица. Само по себе - приятно. Но вот только платой за это - постоянная доступность, работа 12 часов в день, выгорание, и прочее.
Какие еще интересные мысли и эксперименты? Опять-таки, непреодолимая склонность человека к халяве в виде офисной канцелярки (как говорится, "тащи с завода каждый гвоздь"). Или, вот, например, неуемное потребительство, неумение-нежелание откладывать, и как с этим бороться. Как (не) пасть жертвой звездочек в рекламе. И да, не завидуй соседу своему тоже имеется. Есть и некоторый треш в виде экспериментов с онанизмом и тестов на вкус пива, но, в целом, книга достойная.
Искренне рекомендую. И читать интересно, и "навар" в виде знаний остается.
10413