Рецензия на книгу
Жизнь Клима Самгина. В трех книгах
Максим Горький
Аноним30 апреля 2015 г.Издательство назвало «Жизнь Клима Самгина» романом, но сам автор определил жанр книги как повесть. И дело в не объёме произведения (существуют ведь и маленькие романы): о повести см. Краткую литературную энциклопедию.
Основа сюжета – жизнь главного героя от рождения до смерти (автор не закончил повесть, поэтому описание смерти есть только в набросках). И с самого начала Самгин представлен читателю не положительным героем, он даже ребенком вызывает неприятие. В детстве он играет роль, навязанную взрослыми, - «мальчика исключительных способностей». И эта роль будет с ним до конца жизни: Самгин будет оценивать себя как умного и одаренного и высокомерно смотреть на окружающих. Автор не раз указывает, что ум героя – это просто способность «усваивать чужие мысли», умение упрощать.
Одна из главных черт Самгина – выдумывание себя. Она неоднократно подчеркивается, и в книге читается мысль, что выдумывание – это свойство интеллигенции. Таким образом, и сам герой – интеллигент, который умеет говорить, но не умеет делать. В повести очень много диалогов, основное содержание которых – судьба России, история, политика, изменения, которые происходят со страной в переломную эпоху. И для большинства персонажей все их переживания остаются только словами, а революцию делают другие, показанные не так детально, но с большей авторской симпатией – люди, которые умеют «служить», а не только говорить. А старой интеллигенции придется уйти, и герой тоже погибнет: нет ему места в новой России, и детей у него нет, как у многих в книге.
При этом Клим Самгин в какой-то момент становится революционером, помогает большевикам, он бы ничего не делал, но сама жизнь подталкивала его к причастности происходящему, это не его выбор, а только случай, от которого не уйти, как не спрятаться от истории, которая происходит вокруг. И революционеры поэтому разочаровываются в Самгине, когда понимают, что он не такой, каким они себе его представляли.
Самгин – зритель (это слово несколько раз возникает в повести), наблюдатель главных событий России (кровавое воскресенье, Ходынка и т.д.), он по воле автора всегда где-то рядом. Даже его дом находится между баррикадами и Самгину приходится помогать неприятным для него людям. Это всё та же «выдуманная» роль, как и многое в его жизни зрителя, «свидетеля мучительно тяжелых сцен, событий», наблюдателя страшного, которое он бы и хотел забыть, но забыть невозможно, как невозможно не помнить погибшего мальчика Бориса Варавку. Даже люди встречаются герою одни и те же, он не может спрятаться от театра жизни, который снова показывает ему прежних знакомых.
И в итоге вся жизнь Клима Самгина бессмысленна и бесцельна. Он так и остался невольным зрителем, который не хочет ничему и никому служить.
16400