Рецензия на книгу
Братья Карамазовы
Фёдор Достоевский
Аноним29 апреля 2015 г."— Достоевский умер, — сказала гражданка, но как-то не очень уверенно.
— Протестую, — горячо воскликнул Бегемот. — Достоевский бессмертен!"
М. Булгаков. "Мастер и Маргарита".Помнится, читала эту книгу очень давно, лет 6 назад, и как-то не задержалась она у меня надолго в памяти. Но, съездив прошлой осенью в Петербург на каких-то 4 дня, я ничего не успела, кроме как накупить сувениров и без памяти влюбиться в этот город. И по возвращению домой меня потянуло сначала на Пушкина (но его я вообще люблю до безумия)), а потом на Достоевского. И, на удивление, не на "Преступление и наказание" (что было бы логично после Питера), а именно на "Братьев Карамазовых".
И вот, перечитывая один из известнейших романов Ф. Достоевского, я сразу заметила, насколько изменились мои взгляды на жизнь за эти 6 лет. Мне ужасно нравится стиль написания этого романа (особенно начало, когда рассказывается история жизни Федора Карамазова), я до сих пор нахожу мысли, которые мне близки. Но в то же время в романе есть рассуждения, которые мне очень не по душе. Ну, не люблю я этот сентиментализм у Достоевского в отношении детей, калек, неимущих (сразу мне вспоминается Гюго с "Отверженными"), не люблю увлечение религией (хотя, у Достоевского Евангелие было главной книгой в жизни, так что это объяснимо), совершенно не понравился Коля Красоткий, его нахальство, заносчивость и "знание народа"... Хотя, на самом деле, это все мелочи, в целом же книга до сих пор меня завораживает, например, ивановским Великим Инквизитором, некоторыми мыслями старца Зосимы, да и сам сюжет романа снова "затянул" меня настолько, что я не замечала, как приезжала на работу, или что уже пора вставать, а я до сих пор сижу с книгой в руках. Не удивляюсь ни разу тому факту, что многие иностранцы изучают русский язык, чтобы в оригинале прочитать Достоевского.
Если же говорить об актуальности романа, то стоит привести одну цитату из книги, которая, по-моему, звучит очень злободневно на фоне нашего общества потребителей.
"Мир же духовный, высшая половина существа человеческого отвергнута вовсе, изгнана с некиим торжеством, даже с ненавистью. Провозгласил мир свободу, в последнее время особенно, и что же видим в этой свободе ихней: одно лишь рабство и самоубийство! Ибо мир говорит: "Имеешь потребности, а потому насыщай их, ибо имеешь права такие же, как и у знатнейших и богатейших людей. Не бойся насыщать их, но даже приумножай", — вот нынешнее учение мира. В этом и видят свободу. И что же выходит из сего права на приумножение потребностей? У богатых уединение и духовное самоубийство, а у бедных — зависть и убийство, ибо права-то дали, а средств насытить потребности еще не указали".Одним словом, всем, кто не читал по какой-то случайности Ф. Достоевского, настойчиво рекомендую исправить сие упущение.
636