Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Королек — птичка певчая

Решад Нури Гюнтекин

  • Аватар пользователя
    vuker_vuker17 февраля 2025 г.

    Прочитать эту книгу меня побудил тот факт, что мои самые близкие родственники погрузились в мир турецкой романтики версии 2014. Я когда-то видела несколько сцен  из сериала 1986г., собиралась посмотреть полностью (но мне всё рассказали) и я так и не собралась. Помню только что актриса была удивительно красива и задорна. А потом родные  стали приводить какие-то сцены из нового сериала, которых точно не было в первом и тем более не могло быть в турецкой книге, изданной после первой мировой войны.

    Ой, а я просто обожаю душнить, и при просмотре фильмов тыкать пальцем в экран,  возмущаясь "этого не было!", "а этого и не могло быть!". Вряд ли это радует тех, кто смотрит вместе со мной, зато мне так интереснее (вру, - они не против).

    В общем, пришлось читать. Речь в книге идет о взаимном интересе между мечтательным юношей Кямраном и бойкой смешливой девчонкой Феридэ, И интерес этот по мере взросления начинает осознаваться ими как серьёзное чувство. Но затем между ними пролегла обида - настоящая с её стороны и ответная "нуачотакова"  — с его. Мирные планы рушатся и девушка сбегает...

    Роман читается хорошо. Правда сперва, в ребяческие  годы девчонка была настолько невыносима, что не дай бог такая юла попадётся в классе. Знаете людей, которые в стрессе начинают смеяться и вести себя напоказ бодро? Вот это она. Я сперва думала, что нашла свою нелюбимую литературную героиню, но нет - в дальнейшем её образ, действия и их мотивы не вызывали  протеста. Феридэ двигает весь сюжет. Она совершает поступки - опрометчивые, благородные, неожиданные и т.д. Зато Кямран бесполезен для сюжета почти как Эшли в "Унесённых ветром". Он совершенно неинтересный за исключением того, что по словам всех окружающих - красив (вот самое "ценное" для мужчины качество!). Чем дальше я читала, тем больше мне хотелось, чтобы Феридэ наконец увлеклась каким-нибудь достойным человеком и оставила Кямрана - этого  "ни рыба ни мясо" морозиться и дальше на складе ошибок молодости.

    Я чуть снизила балл (хотела ещё ниже, но сама ощутила это как несправедливость) за то что автор "подыгрывал" мужской стороне. Особенно это ясно стало к концу и по тем словам и выводам, которые сделала героиня.  Всё что могло помешать Кямрану в будущем, заботливо вычищалось, убиралось. Читатель в слезах,  Феридэ в черной печали, зато этому ленивцу потом проще будет.

    Постоянно напрашивалось сравнение с фильмом Мережко "Прости", где героиня (которую играла Андрейченко), узнав об измене мужа ( Костолевского) решает что ей тоже нужно срочно и показательно пуститься на поиски приключений. В результате она возвращается той же ночью  в ужасном состоянии, "побитая жизнью" и сломанными иллюзиями о нормальности людей к мирно поджидающему её дома, нагулявшемуся такому родному и хорошему мужу - "а он хороший, он беспокоился". Была в этом фильме попытка донести до женщин мысль, что правила для нас и на самом деле разные. "Примите это как факт и терпите дальше. Такова природа и общество". Более мягко, но Гюнтекин проводит ту же мысль. Финал показался мне натянуто-оптимистическим, даже несколько наивным.

    Дописываю рецензию, напевая песенку Слепакова "Чисто гипотетически". Осталось по быстрому глянуть оба сериала.

    Книгу не могу сказать, что рекомендую - всё таки меня огорчают натяжки, когда один и тот же человек то излишне осторожен, то не думая ни о чём смело наступает на  очевидные грабли. Читаешь и думаешь - если так можно, то почему ты в прошлый раз столько слов наговорила о том, почему нельзя? А если ты всё так хорошо понимаешь, что ж ты вляпалась в самое... по уши на этот раз? А она заходит в болото  и бодро мне отвечает "а иначе сюжет не сложится!"

    29
    698