Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Лолита

Владимир Набоков

  • Аватар пользователя
    VodkaSeledka17 февраля 2025 г.

    Есть такие книги, которые, кажется, каждый должен прочесть. Есть культурные столпы, и не только в литературе, но и в музыке, кино, балете. То, что знают все. И это уникальное произведение, которое вызывает сложные чувства и реакции. Лично для меня эта книга — феномен.

    Это не рецензия. Я хочу просто поделиться впечатлениями от книги. О самом смысле книги я узнала до прочтения. Если бы не знала, не смогла бы читать. И возможно бы не догадалась.

    Бывают книги и фильмы, где мы сочувствуем отрицательным героям невольно. Но надеюсь, никому не захотелось сочувствовать Гумберту.

    Странно, что ты читаешь с таким большим интересом книгу, которая написана про больного человека, который ведёт повествование, хоть и красивым языком, но при этом ненавидит всё вокруг и воспринимает всё через призму своей болезни. Конечно, это гениально. Заставляет познать самого себя через отношение к чистому злу.

    Гениальный, подробный на описания и метафоры слог Набокова рисует нам героя, который напрямую требует от читателя сочувствия. Но что мы видим в портрете Гумберта? Нет ни одного живого существа, которое вызывало бы у него абсолютной симпатии. Он во всём и всех подмечает недостатки. Причём мерзкие недостатки, по его мнению. И благодаря форме повествования ты смотришь на мир его глазами. Как будто это он естественен в природе, а все остальные — нет. Но из его описаний у меня сложился образ урода именно его.

    Гумберт искажает реальность, оправдывает свои действия и пытается нами, читателями, манипулировать. Он воспевает пошлость. И видит её повсюду. Он видит пошлость в ребёнке. И каждый раз содрогаешься, когда вдруг напоминаешь себе, о чём идёт речь. И даже несмотря на то, что нам вроде как объяснили причину его болезни, это только ещё больше пугает.

    Только девочку он описывает часто с удовольствием, с поэтическими образами. Гумберт находит "красоту" в самых уродливых и неприемлемых вещах. И это внимание к деталям и способность находить красоту в странных для взрослого мужчины вещах вызывают недоумение, а следом — напряжение. Представляет, как красота может быть искажена больным сознанием.

    Динамика событий развивается медленно, потому что в целом повествование разбавлено огромным количеством описаний. Описаний всего вокруг. Метафоры, в которых, если вдумываешься и вспоминаешь первоначальное значение, — вздрагиваешь от тошноты. И раздражаешься от этого. Но всё равно становится скучно, потому что долго. В начале вроде как ты невольно заодно с главным героем и злоумышленником в одном лице, потому что тебе интересно, что же будет дальше. Но в процессе копится раздражение на него и отвращение. И это неприятное чувство надоедает. Вялая динамика событий перемешивается с искажёнными додумками героя. Уже забываешь, что, возможно, он искажает реальность под своё восприятие для нас, но из-за долгого повествования начинаешь забывать об этом. «Рукоятка ракетки была омерзительно тёплой»??? А ты уже втянут в его внутренний мир и ждёшь разрешения истории.

    Когда оставалось 1/3 книги, меня уже начало подташнивать. Омерзительно стало. А герой пишет о любви. И это омерзительно. У него максимально острые чувства, которые похожи на помешательство. При этом реальность отдельно, он отдельно существует. И к своей боли он призывает как о помощи читателей, о сочувствии, понимании.

    Последнее, о чём я подумала сейчас, — это о любви. Любовь — это добро или зло? Как поэты её воспевали и продолжают. И вот как её воспел Набоков через такого героя. Любовь — болезнь? Или любовь больного (неадекватного) человека — это зло и насилие? Тогда почему мы продолжаем это называть любовью? Сколько у неё форм? Любовь — одна из самых сложных и многогранных эмоций, и она может принимать разные формы в зависимости от контекста и характера людей, вовлечённых в отношения. Или здесь описано просто ужасное проявление человеческой природы и его последствия? И вот здесь мы смотрим на это через призму самой разрушительной любви, и это разрушает романтические идеалы.

    В начале я написала, что Набоков гениален, и, хотя книга вызывает неприятные ощущения, это и есть та сила художественного произведения.

    7
    414