Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Человек, который принял жену за шляпу

Оливер Сакс

  • Аватар пользователя
    Аноним17 февраля 2025 г.

    Утрата себя

    Невролог Оливер Сакс рассказывает о случаях из своей врачебной практики и, опираясь на них, о различных неврологических расстройствах, о работе человеческого мозга, о развитии неврологии, об отношении врача к своим пациентам, о душе, о личности человека.

    Обычно, у людей мозг ассоциируется с интеллектом и памятью, но функции мозга и всей нервной системы человека чрезвычайно широки и некоторые нарушения в их работе приводят к потере базовых чувств и способностей, таких, что их отсутствие здоровому человеку невозможно представить. Оливер Сакс описывает и анализирует подобные случаи в своей книге. Например, в главе "Человек, который принял жену за шляпу" речь идет о человеке, мозг которого утратил способность правильно обрабатывать некоторую визуальную информацию, при этом зрение и умственные способности были в норме.

    Взяв одну из перчаток, я показал ее П.
    – Что это?
    – Позвольте взглянуть, – попросил П. и, взяв перчатку, стал изучать ее таким же образом, как раньше геометрические фигуры.
    – Непрерывная, свернутая на себя поверхность, – заявил он наконец. – И вроде бы тут имеется, – он поколебался, – пять… ну, словом… кармашков.
    – Так, – подтвердил я. – Вы дали описание. А теперь скажите, что же это такое.
    – Что-то вроде мешочка…
    – Правильно, – сказал я, – и что же туда кладут?
    – Кладут все, что влезает! – рассмеялся П. – Есть множество вариантов. Это может быть, например, кошелек для мелочи, для монет пяти разных размеров. Не исключено также…
    Я прервал этот бред:
    – И что, не узнаете? А вам не кажется, что туда может поместиться какая-нибудь часть вашего тела?
    Лицо его не озарилось ни малейшей искрой узнавания. <...> Позже он случайно надел ее и воскликнул: «Боже мой, да это же перчатка!»

    В главе "Бестелесная Кристи" женщина полностью утратила суставно-мышечное чувство - проприоцепцию, при этом она не была парализована и впоследствии смогла научиться снова двигаться, используя зрение и вестибулярный аппарат, закрыв глаза она не могла ни сидеть, ни стоять, сразу падала.


    у нее пропала вся проприоцепция, от макушки до пяток. Она вообще перестала получать сигналы от мышц, суставов и сухожилий. Слегка нарушена и остальная периферия – затронуты тонкое осязание, ощущение температуры и боли и, в незначительной степени, моторные волокна. Но основной ущерб – в области сигналов о положении и движении.

    Частичная потеря памяти, вплоть до утраты осознания этой потери,


    Джимми догадывался и не догадывался о случившейся с ним трагедии, об утрате себя. (Потеряв ногу или глаз, человек знает об этом; потеряв личность, знать об этом невозможно, поскольку некому осознать потерю). Именно поэтому все расспросы на рациональном, сознательном уровне были бесполезны."

    синдром Корсакова, синдром Туретта, различные формы аутизма - все эти нейропсихологические расстройства описываются в книге.

    Оливер Сакс в книге ссылается на множество публикаций неврологов, психиатров, психологов, но одними из самых упоминаемых являются работы советского врача-невролога и психолога Александра Романовича Лурии. Автор книги состоял в переписке с Лурией и очень высоко ценил его научные работы.


    Книги А. Р. Лурии – настоящее сокровище неврологической науки, как с теоретической, так и с описательно-клинической точки зрения.

    Оливер Сакс, как и Лурия, является сторонником медицины с человеческим лицом, "в основе которой лежат понимание и сотрудничество". Именно такой подход использовал доктор Сакс в своей практике и в книге он постоянно делает акцент на то, что необходимо видеть не только дефекты своих пациентов, но и понимать их душевное состояние. Зная, что даже пациенты, у которых болезнь не является врожденной, никогда не вернутся даже близко к нормальному состоянию, доктор Сакс призывает помогать им, опираясь на сохранившиеся способности, а не пытаться "дрессировать" их.


    Между апрелем и ноябрем Ребекка, как и многие наши «клиенты» <...>, участвовала в разнообразных групповых занятиях и проходила курс трудотерапии. Это составляло часть нового, тоже входившего в моду движения «за развитие познавательных способностей». Для большинства пациентов, включая Ребекку, все это было совершенно бесполезно и даже вредно, так как мы только лишний раз ставили их лицом к лицу с теми же самыми ограничениями, на которые они бессмысленно и мучительно наталкивались всю жизнь.

    Книга познавательна и интересна. Несмотря на частое использование автором различных медицинских терминов, при чтении не возникает необходимости искать дополнительные сведения и объяснения, все понятно из контекста.

    41
    783