Рецензия на книгу
Дело Джен, или Эйра немилосердия
Джаспер Ффорде
Аноним16 февраля 2025 г.Думаю, что эта книга - один из самых странных, взрывающих голову и удивляющих детективов из всех, которые читала. И, может, дело как раз в том, что это относится к такому жанру (научная фантастика), от которого я очень далека, но все же читать такие тексты - какой-то сумасшедший опыт, по-другому и не скажешь. Это, конечно, не сравнится с моей любимой «Игры богов» Филлипс, от которой просто не могла оторваться, а некоторые эпизоды резко всплывают в памяти до сих пор, но этот текст удивительный. И почему?
Самое важное - это большая такая шутка над этими самыми седовласыми учеными очень важных гуманитарных наук, которые и выглядят карикатурно, и говорят разными клише, почерпнутыми из общедоступных (и чаще - никому не нужных) источников, и говорят напыщенно. Вот над этими самыми людьми, которые боятся даже подумать о том, чтобы немного поиграть с «вечным» сюжетом (и туда же, как мне кажется, пойдут те, кто очень переживает, когда люди в своих книгах рисуют - совсем недавно в этой компании была и я, каюсь), автор очень иронизируют, меняя местами исторические события, воссоздавая свою вселенную, где литература - это самое важное, что есть у человечества. А еще война за Крым между Англией и Россией, но это уже другая история.
Автор не готовит читателя к тому, что сейчас он окажется в совершенно незнакомой обстановке. Он просто подкидывает нас в первой главе и несет бурным потоком по безумной, но очень интересной фантазии. Не могу представить, как интересно и сложно это было переводить, потому что с этими аллюзиями, интонациями, полутонами запутаешься на родном языке, а на иностранном - даже страшно представить. И вот этот быстрый «толчок» меня, честно говоря, напугал и немного вывел из равновесия, хотя и потом, конечно, разгоняешься, привыкаешь к постоянным авторским кульбитам и какому-то невероятному миру. Думаю, что просто у меня такой читательский образ жизни - медленный, размеренный, спокойный, совсем не схожий с тем темпом, который задает Ффорде в своем романе.
При этом автор, как мне показалось, требует знаний и в литературе, потому что отсылки на известные тексты возникают буквально в каждой главе, чуть ли не на каждой десятой странице. И это выглядит как некая головоломка, в которой хаотично разбросаны детали из разных устройств, которые непонятно соединяются и образуют единую картину.
А еще во многих отзывах пишут, что очень смеялись, когда читали, но у меня, признаюсь честно, с юмором в литературе тяжело: либо раздражают эти «ужимки и прыжки», либо же просто не понимаю и иду дальше по тексту. Тут же было иногда забавно (особенно во время встреч с отцом), да и все.Наверно, меня бы несильно зацепила эта книга, если бы не расследование по тексту, который очень люблю - «Джейн Эйр» Бронте, как раз мною прочитанный около двух лет назад. И я словила себя на мысли, что тот момент, когда главная героиня оказывается внутри книги и знакомится с Рочестером, по своей сути является описанием того самого волшебства от чтения художественной литературы, когда мы буквально видим не буквы, складывающиеся в слова, а людей за этими буквами. Это, конечно, не ново, но описано потрясающе!
Не хочу затрагивать сюжет (в целом, о нем можно почитать в аннотации), но скажу так: профессия литтектива звучит очень заманчиво, уверена, для многих любителей читать. Этот мир, в котором литература заняла первую позицию и стала разменной монетой в обществе, все равно очень похож на наш: есть войны, есть коррупция, есть невероятные ученые со своими невообразимыми изобретениями и корпорации, подавляющие этих гениев. И этот мир, безмерно интересный и сложный в начале, в конце оказывается очень понятным, и от этого становится немного грустно, будто сказочная краска сползла и оставила чистый реалистичный холст.
Религия войн не вызывает, ею войны только оправдывают16217