Рецензия на книгу
Жизнь Клима Самгина. В трех книгах
Максим Горький
Аноним25 апреля 2015 г.Гоголь, Маяковский, Горький. Три писателя, с которыми у меня всегда были самые сложные отношения. Но если Гоголь изначально очаровал своими «Вечерами…», а с возрастом я начала понимать прелесть «Мертвых душ», Маяковский зацепил своей любовной лирикой, то Горький так и остался эдаким «лишним» для меня писателем.
Нет, я не буду говорить, что роман плох. Он хорош, очень даже. Может быть,
какой-то больной ублюдокнайдутся те, кто назовет его гениальным в своем роде. А я просто не сошлась характерами ни с Горьким, ни с Самгиным. Но, по крайней мере, у автора есть много плюсов.Во-первых, Горький – неплохой рассказчик. Да, его язык вряд ли можно назвать тонким, изящным и полным выразительных средств. Скорее, слог повествования простой и незамысловатый. Но, казалось, только начал читать – и вот уже сам перестаешь замечать громадный объем этого талмуда. В сюжете нет моментов, заставляющих внутренние органы и другие части тела сжиматься от неожиданности и с нетерпением ждать развязки той или иной истории. Более, того, сюжет достаточно предсказуем для тех, кто хоть что-то помнит из школьного или вузовского курса истории России. Однако, повествование захватывает и увлекает чем-то иным. Я так и не смогла сформулировать для себя, чем конкретно, но было довольно интересно. Возможно, меня зацепила именно возможность освежить в памяти любимый исторический период.
Во-вторых, Горький – несомненно, философ
недаром они с Ницше похожи, бгг. В призме его произведения феномен загадочной русской души получает, возможно, слегка неожиданное толкование – душа эта не столь загадочная, как хотелось бы. «Жизнь Клима Самгина» - это квинтэссенция российской безысходности, серости и тлена. Очень бы хотелось провести параллели с современностью, но многие, скорее всего, найдут их притянутыми за уши или начнут со мной бурно спорить. А споров о политике и околополитике я не люблю, так что никаких параллелей подробных проводить не буду. Пусть это будет на моей совести :)В-третьих, Горький – журналист. И здесь уже, кажется, ничего больше пояснять не надо. Он собрал воедино исторические факты (очень хочется верить, что старался быть хоть немного объективным при этом), соединил их мастерски в простой и понятный простому русскому человеку роман. Вы, может быть, захотите со мной поспорить, что нам, далеким от тех событий, без маломальских знаний истории тут не обойтись. Ан нет, вы можете не знать ничего об этом времени, но по настроениям и образу мыслей роман будет вам понятен и близок почти на интуитивном уровне. Бонусом от автора – прекрасный обзор политических течений, направлений образов мысли и настроений, а также яркие, практически репортажные, описания.
Совсем странным было бы обойти стороной главного героя романа, самого Клима Самгина. Я, однозначно, ни за что не назвала бы его «лишним человеком» русской литературы. Его «лишнесть» - не более чем последствия неверного воспитания и отсутствия своевременных люлей. Из Клима мог бы, вероятно, получиться настоящий творец, философ или истинный революционер. Но так как никто не смог вовремя направить неплохой потенциал ребенка в нужное русло, Клим вообще получился каким-то ненастоящим. На протяжении всего повествования меня не покидала мысль о том, что Клим – это зеркало. Но зеркало не потому, что показывает истинное лицо окружающих его людей. Это зеркало, поглощающее чужое избирательно – всё чужое, что можно выдать за своё, что подчеркнет его «оригинальность и необычность», что позволит создать из Самгина образ думающего человека, образ революционера, да и вообще какой в голову Климу взбредет образ.
Клим пуст. Пуст во всех смыслах. Это, пожалуй, один из самых ярких примеров в литературе, когда за телесной оболочкой нет совершенно никакого духовного содержания – только отзеркаливания. Причем при отзеркаливании, пройдя через призму сознания Самгина, чужие мысли и убеждения приобретают какую-то даже уродскую оболочку, настолько искажаясь, что становится несколько противно.
Общаясь со своими приятелями, в отношениях с женщинами, Клим ничего им не дает, кроме искусственно созданного образа. Он сам не наполняется совершенно, лишь только ещё больше опустошается, опустошая при этом окружающих. Нет, Самгин – не отрицательный (как понятно уже, и не положительный вовсе). Он самый обыкновенный инертный персонаж, движущийся под влиянием обстоятельств, времени и исторического хода событий. Человек-флюгер. Только, в отличие от подобных героев в истории русской литературы, начисто лишенный какого-либо обаяния и харизмы.
Вокруг Самгина постоянно одни и те же люди. Они влюбляются и расстаются, они приходят и уходят, они умирают, в конце концов. Все эти персонажи – они как будто шаблонные. Не оттого, что друг с другом похожи, а оттого, что народники – по трафарету народников, толстовцы – по трафарету толстовцев, марксисты… ну, вы поняли. Все эти люди – да, мы видим, что в них заложены определенные образы и характеры, но эти образы и характеры лишены индивидуальности. И даже отношения Клима с женщинами не трогают. Может, потому, что женщины эти тоже будто по трафарету?
В целом, «Жизнь Клима Самгина» - как поездка на адской карусели по дореволюционной России. В центре неё – сам Самгин, а вокруг в бешеном ритме вращаются какие-то люди, мысли, идеи, события. И становится непреодолимо грустно и тоскливо от этой жутковатой свистопляски.
«Прощальный» роман Горького хочется поставить в один ряд с такими масштабными и эпохальными произведениями, как «Война и мир» и «Тихий Дон». Только у Толстого, помимо морализаторства, есть прекрасные герои, у Шолохова – совершенно непередаваемая атмосфера и казачество. У Горького же – сплошные коммунистические идеологии и будто рубленные топором герои. Да, получилось эпохально. Да, чувствуются попытки отобразить максимально объективно все процессы, происходившие в ту непростую эпоху в стране. Но… не моё. Ну, люблю я что-то с подтекстами и мозговзрывающее. Или, на худой конец, уютно-подпледное. Алексей Максимович со своим «Климом…» и пролетарской идеологией, к сожалению, ни к одной, ни к другой категории не относится. Так что, Горький, прости, но нам надо с тобой расстаться. Дело не в тебе, а во мне…
10180