Рецензия на книгу
Мифы Дальнего Востока. От хозяина тайги Дуэнте и шаманки Кытны до духов вулканов и мухоморных девушек
Татьяна Муравьева
Аноним16 февраля 2025 г.«Солнце воспрянуло из моря, как стрела из лука»
Книга просто замечательная, определённо одна из лучших в серии «Мифы от и до» от «Манн, Иванов и Фербер» (и конечно, не идёт ни в какое сравнение с жалким недоразумением под названием А. Н. Николаева - Мифы Русского Севера, Сибири и Дальнего Востока от «Бомборы»). И содержание, и визуальное оформление (в том числе рисунки составителя, а также многочисленные фотографии) настолько завораживают, что, читая, полностью погружаешься в удивительный и ныне забытый мир, где человек, животные и духи живут в согласии и гармонии и каждый берёт не больше, чем нужно для жизни, стараясь не причинять вреда окружающей среде. Так и хочется надеть кухлянку, вдохнуть морозного воздуха, полюбоваться северным сиянием — или, наоборот, придвинуться ближе к очагу, отхлебнуть чая из чаги, потянуться за связкой юколы…
Вовсе не удивительно, что, когда речь заходит о быте и культурных традициях коренных народов Дальнего Востока, первым делом представляется суровая зима в зоне вечной мерзлоты... Однако Дальний Восток занимает обширную террриторию, отличающуюся разными природными и климатическими условиями: от скованных льдом и снегом равнин вдоль Ледовитого и Тихого океанов — до бассейна Амура и горных хребтов Сихотэ-Алиня на юге, от голых каменистых островов и цветущей тундры — до тайги из даурской лиственницы и маньчжурских широколиственных лесов с многочисленными реками и озёрами. Поэтому помещённые в сборник истории рассказывают далеко не только об охоте на морского зверя и путешествиях на оленьих и собачьих упряжках…
Книга поделена на несколько частей, чтобы как можно полнее и последовательнее познакомить читателя с различными группами палеоазиатских народов: чукчами, кереками, коряками и ительменами Камчатки и Чукотки; эскимосами и алеутами северных островов; сахалинскими нивхами; наконец, с такими тунгусо-маньчжурскими народами, как ороки, орочи, ульчи, негидальцы, удэгейцы и нанайцы (разумеется, не обойдется без воспоминаний и о прославленном охотнике и спутнике Арсеньева Дерсу Узала). Всё это разные по этнической принадлежности, языку и жизненному укладу общности людей, и тем не менее в их мифах и легендах прослеживается много общего. Более того, параллели обнаруживаются и с мифологическими мотивами далёких неродственный народов: интересно было почитать очередную (вероятно, более древнюю) версию известного в Китае мифа о том, как в далёкие времена герою пришлось в буквальном смысле сбивать с неба «лишние» светила, или сказки о женитьбе на лягушке — и ещё многое, многое другое… Волей-неволей согласишься со словами, выбитыми на могиле Льва Яковлевича Штернберга (1861 — 1927), одного из первых исследователей Сахалина и составителя «Десяти заповедей этнографа»: «Все человечество едино».
Помимо собственно мифов и легенд, особый интерес представляют размещённые в последней главе краткие биографические очерки об исследователях Дальнего Востока, начиная с учёных, участвовавших в экспедиции Витуса Беринга в конце 18 века, и заканчивая неутомимыми энтузиастами двадцатого века, многие из которых не по своей воле оказались вдали от родины и, уже находясь в ссылке, всем сердцем полюбили этот край и его жителей. Трогательные, порой трагические истории просто не могут оставить читателя равнодушным.
Чувствуется, что автор-составитель проделал огромную и тщательную работу (сразу видно, что список литературы на нескольких страницах приведён не просто «для галочки»). Если вам интересна тема, то советую также обратить внимание на следующую книгу автора — Татьяна Муравьева - Мифы Восточной Сибири. От Ангары и Енисея до небесного кузнеца Божинтоя и солнечной девы Нелтек .
9109