Рецензия на книгу
Пассажир
Жан-Кристоф Гранже
Аноним25 апреля 2015 г.Я мог бы поставить оценку ниже, если бы ориентировался на некий эталон качества, существующий для меня пока где-то в мире идей. Но, если подумать, книга вполне соответствовала моим ожиданиям.
Чего мне хотелось? Интересно провести несколько вечеров, попереживать за героев, чуть-чуть пощекотать себе нервы и придумать большое количество неправдоподобных версий произошедшего, ни одна из которых не окажется верной. Всё это я получил.
А теперь я в каком-то двойственном состоянии: процесс чтения был ужасно интересным, а вот по итогам хочется ругать.Попробую ещё раз.
Мне было интересно? Check.
Непредсказуемо? Check.Герои мне понравились? Ммм... Нет. Не совсем.
Мне нравились главные герои сами по себе. По отдельности. А вот их взаимодействие раздражало. Потому что если со стороны Анаис вспышка Чувства!11 вполне оправдана (с её-то маниакальным стремлением найти себе мужика), то со стороны Матиаса, эээ, ниочень. Особенно нелепо смотрелись две ситуации: когда Матиас, удирая от полиции со всех ног, нашёл время поразмышлять о том, как сексуально смотрится Анаис, когда наставляет на него пистолет (это просто без комментариев, я больше не мог после этого сочувствовать персонажу: у него явно всё не так плохо в жизни, если он в подобной ситуации думает о сексе) и когда Анаис почувствовала ревность к какой-то бабе с важной информацией, чей адрес у неё попросили пробить. С информацией, блин. Информация ему нужна, а не "счастливая соперница", тупая ты курица. =__= В общем, Анаис мне после этого тоже стало трудно сопереживать, поэтому вторую половину книги я просто следил за сюжетом, без эмоциональной вовлечённости. Ну, тоже ничего. Тем более что одну из частей мне сильно скрасил Юсеф. Вот про него я бы почитал.Сюжет развивался логично? Ох лол.
Ну, триллеры не для этого создаются. Они тем и отличаются от детектива, что шансов вычислить убийцу у читателя, по большому счёту, нет. Только угадать. Но должно же для прыжков сюжета быть в конце нормальное объяснение. А не вот это вот на коленке состряпанное исчадие ада. Что самое обидное, часть линий так и не получила развязки вообще.
Расстраивало, конечно, что временами героям уж совсем неправдоподобно везло. Столкнуть героя в городе во время карнавала именно с теми людьми, которые его не просто знали, но и узнали (и приехали из другого города именно в этот день!) — это со стороны автора просто неприличное нахальство. Не говоря уже о постоянно незапертых дверях и вечно равнодушных ко взломщикам соседях.А ещё весьма удивило, что во французскую полицию берут, судя по этому роману, всех подряд, вообще всех подряд, не проверяя даже кредитную историю, биографию и тем более не проводя психиатрической проверки. Весь отряд Анаис — просто толпа маргиналов.
И тем не менее, это искренние четыре звезды, потому что читать было увлекательно. А лавина странностей, которая могла бы испортить мне весь процесс, появилась в основном в конце — попортив, конечно, послевкусие, но блин, это просто триллер, его не ради послевкусия читают.
Неотвеченные вопросы, которые меня тревожат, и размышления по поводу финала помещу под кат.
- Зачем всё-таки нужна была кровь? Правда ради дагеротипов? Серьёзно?
- Почему Матиасу и Патрику снился один и тот же сон? Откуда он взялся?
- Как ребятки из ЧАОН находили его так быстро? Если они тупо шли домой к предыдущей личности, то обратный вопрос: почему так долго? Почему просто сразу не послать людей туда, по паре в каждый дом, и дожидаться? Это бы быстро окупилось. И почему они, в конце концов, не прострелили ему голову сразу, как только появились в первой главе?
- Почему он, стоя у трупа Икара, повторял "Матрёшка, Матрёшка"? В этом вообще смысла нет.
- Что не так с Юсефом? Это личное, потому что мне его катастрофически не додали, но правда: что с ним? В плане здоровья.
- Что произошло с Анной Марией Штрауб? Её повесили? При Матиасе? Шта?
Ну и, конечно, весь этот индийский фильм в финале, заговор всемогущих корпораций, безумный учёный, призрак брата-близнеца и обязательное природное бедствие сильно подпортили картину, хотя и пытались прикрыться древнегреческой трагедией.
Зато, с другой стороны, самые последние строчки делают финал очень необычным. Только попробуйте поразмышлять над дальнейшей судьбой Матиаса: он опять ничего не помнит, папку унесло волной, убийца мёртв, единственный свидетель — Анаис (пристрастна, лишена полномочий и не вполне адекватна). Даже если сейчас он снова смоется, рано или поздно "Метис" достанет его. А если не смоется (что вполне вероятно, поскольку Анаис рядом, она постарается его удержать) — достанет тем более.
Преступление раскрыто, преступник мёртв, а зло всё равно восторжествует. Хороший финал, как по мне. Интересный.1573