Рецензия на книгу
Собрание сочинений в десяти томах. Том 9. Человек, который смеётся
Виктор Гюго
Аноним15 февраля 2025 г."НЕТ" Гуинплена
У бедняка есть только один друг - молчание. Он должен произносить только односложное "да". Занимайте как можно меньше места ... Съежьтесь еще больше, станьте еще незаметнее.Англия. Восемнадцатый век. Величие и низость аристократии. Униженность и безмолвие народа.
Прочитан последний нечитанный роман Гюго.
Непосредственно событийный ряд романа можно было бы изложить в книге гораздо меньшего объема. Но вряд ли тогда бы он был интересен не только спустя сто пятьдесят лет после его написания, но и современникам автора.
Фирменный стиль Гюго - протяженные фрагменты публицистического и научно-познавательного характера, окрашенные страстной личностной оценкой писателя людей и событий, а если речь идет о природных явлениях, то Гюго предлагает исчерпывающее и одновременно доступное их объяснение, сопровождающееся его описанием на уровне высокой литературы. Вот это переплетение и соединение художественного вымысла, подчиненного главной авторской мысли с историко-философской публицистичностью и поэтическим изображением природных стихий, как бы отзывающихся на поступки человека, делает книгу притягательной настолько, что она захватывает и погружает читающего в свой особый мир событий и мыслей, изложенных образно, выразительно и страстно (здесь безусловно велика роль перевода).
Физическое уродство Гуинплена в сочетании с его внутренней чистотой и благородством противостоят уродству моральному, лицемерию и жестокости правящей аристократии, а его любимая - слепая девушка Дея, спасенная им еще в младенческом возрасте, олицетворяет любовь и преданность, контрастирующую с пресыщенным развратом, интригами и предательством того же высшего общества. Любовь Гуинплена и Деи, их преданность друг другу, показывают возможность человеческого сочувствия и понимания даже в самых жестоких условиях.
Колоритна фигура их воспитателя, человека, заменившего им родителей - Урсуса, - бродяги-философа, актера и травника с его верным компаньоном волком Гомо. Поступки его диктуются житейским опытом, а в речах, обличающих пороки общества, звучит голос разума и справедливости.
Неудачей заканчивается попытка Гуинплена пробудить в сердцах власть имущих сочувствие к простым людям, к нищенскому существованию многих из них. Но прочно защищены эти сердца от тревог за тех, чьим трудом обеспечена их роскошь и само существование. Хохот вызывают гневные слова, произносимые человеком с обезображенным вечной улыбкой лицом.
Как и в других романах Гюго финал трагичен. Но нет ощущения безысходности. Остается вера в силу человеческого духа, в способность человека противостоять судьбе и бросать вызов несправедливости. Даже понимая обреченность этого вызова.
14382