Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Взрывной ребенок. Новый подход к воспитанию и пониманию легко раздражимых, хронически несговорчивых детей

Росс В. Грин

  • Аватар пользователя
    Аноним15 февраля 2025 г.

    Дети ведут себя хорошо, если могут

    В книге описывается метод совместного решения проблем (СРП). Автор предлагает использовать его со "взрывными детьми", у которых часто случаются истерики, но на самом деле это хороший способ для решения конфликтов и проблем с любыми людьми. Как правило, дети ведут себя хорошо, если могут. Истерики, по мнению автора, случаются из-за того, что у ребенка не развиты определенные навыки: умение переключиться с одного дела на другое, навык сдерживания эмоций, навык понять, что ты хочешь и что ты чувствуешь, и высказать это словами. Соответственно, предлагается развивать недостающие навыки, а в процессе при возникновении непониманий и сложных ситуаций, пользоваться одним из трех методов.

    Метод А - родитель продавливает свою точки зрения и ситуация разрешается так, как хочет взрослый, Метод В - ситуация разрешается так, как хочет ребенок, мнение родителя не учитывается. И наиболее предпочтительный метод - Метод Б, метод совместного решения проблем. Автор отдельно проговаривает, что нельзя пользоваться методом Б понарошку. Если вы уже знаете, какой будет результат вашего с ребенком обсуждения, если вы не готовы идти на компромисс, то это метод А. Метод Б подразумевает три шага:

    1) Сочувствие/эмпатия: выслушать проблему ребёнка, понять его точку зрения и опасения, проговаривать эмоции, повторяя за ребенком
    2) Определение проблемы: объяснить свои заботы и опасения как взрослого
    3) Приглашение к разговору: совместный поиск решения, которое удовлетворит обе стороны

    План Б бывает аварийный (применяется в начале истерики, чтобы постараться ее предотвратить) и упреждающий (мы выявляем, в каких ситуациях обычно происходят "взрывы" и заранее, когда ребенок спокоен и находится в хорошем расположении духа, обсуждаем возможные способы разрешения в эти сложные для ребенка моменты.

    Не все дети готовы для применения этого метода. Думаю, он подойдет для детей после 3-4 лет, которые уже умеют хорошо говорить, могут придумать свой вариант проблемы, который их устроит, и могут оценить, действительно он могут выполнить те условия, на которые соглашаются.

    Книга понравилась, потому что по сравнению с другими self help книгами, там почти нет воды, понравились вставки с диалогами и примерами общения с детьми. Хоть мне еще рано применять этот метод с моим сыном, все равно уже в процессе чтения почувствовала, что в некоторых ситуациях стало проще договориться, что чаще стала использовать нечто похожее на план Б, а не план А.

    Пример использования плана Б:



    Взрослый (сочувствуя и пытаясь прояснить ситуацию):
    Я заметил, что ты вчера сильно мучился с домашним задани-ем. Но я не понял, в чем дело. В чем проблема?
    Ребенок: Оно для меня слишком трудное.
    Взрослый (продолжая сочувствовать и вновь пытаясь прояснить ситуацию): Оно для тебя слишком трудное. А можешь объяснить, что именно тебе трудно?
    Ребенок: Письменная работа. Меня в школе не заставля-
    ют столько писать, сколько ты заставляешь дома.
    Взрослый (продолжая сочувствовать): А, тебе трудно делать письменную работу, и дома я заставляю тебя писать больше, чем в школе.
    Ребенок: Ну да.
    Взрослый (выявляя проблему): Я ведь не знал, что в школе тебе не приходится так много писать. Понимаешь, я просто переживаю, что, если ты не будешь тренироваться, писо-менные работы всегда будут даваться тебе с трудом.
    Ребенок: Я же пишу в школе. Но это домашнее задание ведь не на тренировку письма, а на орфографию!
    Взрослый (давая подтверждение и приглашая к разгово-ру): Я не говорю, что ты должен много писать дома. Просто мне хочется, чтобы ты больше писал для практики. Давай подумаем, что делать. Ты вот как думаешь?
    Ребенок: Я в школе много пишу!
    Взрослый: Да, я уже понял. Похоже, проблема вот в чем: мне казалось, что тебе для практики надо больше писать до-ма. Но я давно не разговаривал с твоей учительницей миссис Эндрю, поэтому, сказать по правде, я не знаю, должен ли я до сих пор следить за тем, чтобы ты больше писал.
    Ребенок: Ну так поговори с мисс Эндрю и спроси у нее!
    Взрослый: Пожалуй, это хорошая идея. Если она скажет, что тебе уже не надо дополнительно заниматься дома, я больше не стану настаивать: я буду уверен, что тебе хватает школьных письменных занятий. Ну как, идет?
    Ребенок: Да.
    Взрослый: Меня тоже это вполне устраивает. Спасибо,
    по-моему, мы отлично поговорили.
    4
    95