Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Дом кривых стен

Содзи Симада

  • Аватар пользователя
    Аноним14 февраля 2025 г.

    Странный дом, странная кукла

    Странный дом с кривыми стенами, со странной системой лестничных переходов, вступив в который, начинаешь чувствовать себя неуютно, нарушается восприятие привычных, с детства знакомых вещей. В этом доме мы сталкиваемся с неразрешимым противоречием: есть труп- факт, следовательно, есть убийца и он в доме (время убийства, отсутствие следов вокруг дома, отсутствие мотивов)- логический вывод, определить которого не удается. Здравый смысл вопиет :”Убийца должен быть!”. Практика показывает обратное: ни познать, ни назвать, ни ответить на вопрос КТО и КАК никто не в состоянии. Симада Содзи начинает нарушать читательское восприятие, воспроизводя кошмар. Сам дом- это странная геометрия Лавкрафта. Кукла Голем, которую “убили” в начале повествования, “воскрешается” и начинает казаться монстром, следящим за всем и каждым. Митараи с момента своего появления объявляет:” Это Голем убийца!”, вводя практичных детективов в шок.
    Не восходит ли это к “Братьям Карамазовым”, в котором убийцей объявляется Черт. Да, мы можем выбросить это из текста, не принимать в расчет как нелогичное в ожидаемом царстве логики, как иррациональное, никоим образом не влияющие на разрешение загадки. Но почему, с какой целью автор уходит от “показа логики”, воспроизводя Кошмар? Не обедняем ли мы сами восприятие текста, пропуская мимо внимания такие места? Если выбросить все, что связано с “чертом” из романа Достоевского, будет ли оставшееся Достоевским и сохранит ли роман ту глубину, которую пытаются постичь исследователи творчества Достоевского?
    История, произошедшая в доме кривых стен, могла начаться тысячью способов, но началась с отсылкой к Патрисии Хайсмит- перекрестному убийству. Сама идея кажется странной: встретились два человека, договорились, выполнили все тип- топ- тут и сказочке конец. Все кануло в Лету. Никакой истории не состряпаешь. Значит, первоначально должна быть червоточина, которая создаст конфликт, о котором можно будет живописать. Содзи пытается решить задачку иначе, представляя это как жертвенный акт и приходит к одинаковому выводу: одержимость идеей убийства приводит к безумию. Оставаясь во всем приятным, здравомыслящим человеком, тем не менее является безумцем. Определить это безумие в доме кривых стен с нарушенным восприятием норм и обыденности становиться очень сложным.

    1
    132