Рецензия на книгу
The Covenant of Water
Абрахам Вергезе
Аноним12 февраля 2025 г.Затягивающий поток романа
Закройте глаза. Сделайте глубокий вдох, ненадолго задержите дыхание, затем плавно и медленно выдохните… И ещё раз, глубокий вдох, медленный выдох…
Представьте, что сидите на берегу большой реки, где-то в глубине Индии, в далекой деревушке, теплый пряный воздух согревает кожу. На противоположном берегу слон, настоящий большой слон, женщины в ярких сари, ребятишки счастливо плещутся в водах реки, а вы наблюдаете, вы свидетель истории семьи, которая живет в этой индийской деревушке. Свидетель истории, которая растянута на долгий период, как берег самой длинной реки Индии, длиною в 77 лет с 1900 года.
За долгие 77 лет в хронике семьи происходит многое, как и в любой другой семье: свадьба, рождение детей, обустройство быта, религия и вера, мечтания, любовь, ее потеря, болезни, трагедии и горе, не без этого.
«А что такое время, как не концентрированные утраты?»
Роман такой плотный и насыщенный, что вмещает в себя не только семейную сагу, но и проблемы колониальной Индии, обзор политической и социальной напряженности перед войнами, проблемы кастовой системы, её несправедливость, архаичность, но и необъяснимую неизбежность, боли раннего замужества (роман начинается со свадьбы 12-летней девочки, которую выдают замуж за взрослого вдовца), поиски предназначения и долга в жизни, влечения к знаниям и литературе, принятие христианства, роль женщины в индийском обществе, её данности и уязвимости, ограниченности в правах, но восстановлении этих прав на защиту и справедливость, о силе женщины.
Но несмотря на драмы, трагедии, наболевшие вопросы, книга очень теплая, очень миролюбивая, она полна света, доброты, веры и конечно любви: любви внезапной, чувственной и страстной, любви приобретенной лишь со временем, но не менее чувственной, не зря Индия - это одна из самых открытых в любви наций. Ещё и о великой любви к еде:
«– Муули, жизни придают сладость только две вещи: любовь и сахар. Если первого у тебя недостаточно, добавь побольше второго!»
О любви к месту, в котором родился и живешь. Индия вообще почти по всех книгах (плохих и хороших) - какое-то притягательное убежище и укрытие для приезжих - счастливых и бесконечно несчастных.
Лейтмотив - медицина, особая специя в блюде романа, пряная, захватывающая, острая и любопытная, особая загадка книги. С помощью медицины в романе связываются две основные линии, которые казалось, соотносятся друг с другом только географией и знакомством героев «через одно рукопожатие». Болезни - основные драмы в романе. Но здесь уже будет сложно без спойлеров, остановлюсь.
Оставлю только один небольшой спойлер, относящийся к конструкции романа. Сага затягивает особым повествованием, чтение такое спокойное и медитативное, дышишь в этой истории размеренно - глубокий вдох, медленный выдох, как-будто знакомишься с каждым героем в отдельной повести и попадаешь в заблуждение, что так будет до последней точки последней страницы. Но когда история зацикливается, когда линии жизней героев сливаются в один поток, поток такой силы, словно вода попадая в легкие, парализует дыхание и от шока и боли сердце рвёт на лоскуты…
Но всё же, книга дарит надежду, в ней нет обреченности и тьмы, там в конце - всё озаряющий свет.
И образ воды не зря, она связывает жизни и смерти, судьбы, но она продолжает невозмутимо течь, воде нет дела до страданий и счастий, это наверное означает, что нужно примириться с судьбой и не уповать, потому что жизнь как она есть, со всеми ее тяготами - неизбежна, как вода.
Мне понравилось, как о Вергезе сказал Алексей Поляринов, делая отзыв о первой книге автора «Рассечение Стоуна»:
«Литература и медицина — родственные дисциплины. Обе — о травмах и о близости смерти. И цель у обеих (во всяком случае, в их изначальных состояниях) — уменьшить количество боли.».
У Вергезе получается уменьшить количество боли после нанесенной им же травмы.
480