Рецензия на книгу
Август: Графство Осейдж
Трейси Леттс
Аноним22 апреля 2015 г.Редкий на сейчас случай (во всяком случае, в русскоязычном пространстве), когда изданная книга — пьеса. Сегодня пьесы почти не читают, только смотрят; возможно, сегодня пьесы и не пишут — для читателя. Пишут только для зрителя театра.
Трейси Леттсу в этом смысле повезло, но он сам создатель этого везения. Пьеса мощная. "Август: графство Осейдж" уже назван лучшей пьесой 21 века, первой великой пьесой нашего времени. В 2008 году Леттс удостоился за неё Пулитцеровской премии в области драматургии, а также ряда других наград.
В маленьком городке Оклахомы в отчий дом съезжаются члены большой семьи Уэстонов. Случилось несчастье. Три дочери и их мать, а также тетка, их мужья, дети и ухажеры собираются под одной крышей и выясняют отношения, обвиняя друг друга в предательствах, подавленных чувствах и изломанных судьбах. У каждого есть свой скелет в шкафу, и все тайное, что обычно скрывается за фасадом благополучного дома, вылазит наружу.
Неоднократно мне встречалась в отзывах аналогия с "Дальше живите сами" Троппера. Да, общее есть — костяк сюжета — семейная драма. Но тогда тональность темы абсолютно разная, у Троппера — это бравый мажор, Леттс же играет в миноре до болезненного. Я не знаю, какой болван назвал "Август" трагикомедией, второй составляющей здесь нет ни на йоту (возможно, есть в оригинальной постановке в Штатах? но не в текcте и не в фильме), это драма, тяжелая, пропитанная удушливой жарой, гнётом прошлых обид, непонимания, взаимообвинений, попыток собрать, склеить осколки прошлого и сегодняшнего, как-то выкарабкаться, чтобы жить дальше — попыток не очень удачных, возможно.
Лично мне скорее напомнило "Поправки" Франзена, по атмосфере, настрою, только если там мало кто из персонажей вызывал у меня сочувствие, то в "Августе" мне бесконечно жаль всю семью Уэстон, не хочется никого винить, упрекать, да никто и не виноват в том, во что превратилась их большая любящая семья, они просто заложники своих характеров, ситуаций, да самой жизни.
"Мне надоели мифы о семейном единстве и сестринских узах. Мы все — просто люди, и некоторые из нас случайно оказались генетически связаны; это же произвольный набор клеток. Вот и всё."Очень жаль.
В описании к фильму есть фраза "это история большой семьи, в которой больше нет места любви". Я не соглашусь. Здесь есть место любви, но — это любовь с шипами. Похожая на розу — шипы её суть так же, как и красота. Вот и всё. В этом-то и беда.Пьеса просто разрывается на цитаты, и не философско-метафорического характера, которые можно выписать в дневничок и перечитывать-любоваться. А самого что ни есть пугающе жизненного, применимого к любому из нас.
О фильме
Это из тех редких случаев, когда нужно не сравнивать экранизацию и литерат. источник, а "брать" и то, и другое. Они дополняют друг друга, совершенно не соперничая. Я бы рекомендовал сначала читать, но предварительно прокрутив эпизоды фильма, чтобы увидеть исполнителей ролей, представить образы. Они превосходны (за исключением, пожалуй, одной сестры Карен, имхо). Кино получило две премии и номинировано на ещё кучу других. Но это так вторично. Главное — сама игра актёров, а она гениальна. Особенно Мэрил Стрип и Джулия Робертс. Это такое противостояние, такая мощь! Какого чёрта делает комиссия Оскара, о чём думает и куда смотрит, я не знаю, но я хочу думать, что просто нет такой статуэтки, которая была бы достойна непревзойдённой игры Стрип. Всячески рекомендую фильм, если не ради сюжета, то хотя бы из-за одной только актерской игры.Кстати, большинство голосов русской озвучки удачно "легли" на оригинал и сыграны.
136