Рецензия на книгу
Роботы зари
Айзек Азимов
Аноним11 февраля 2025 г.Первая действительно слабая история Азимова
Возможно громкое заглавие (ещё не все основные произведения прочитал), тем не менее даже рассказы в "Остальные роботы" были написаны лучше, кроме самого первого, я его не понял).
Привычная структура сюжета, почти всегда повторяется и является визитной карточкой Азимова. Либо отсутствием иного подхода к повествованию, кому что ближе.
Сначала идет минимальное вступление, чаще всего здесь кроется важная деталь для решения детективной загадки. После происходит основное действие, где под самый конец главный герой (например Элайдж) вдруг складывает мозаику. Дополнительно у разгадки может быть второе дно и вот оно нужно для раскрытия основной идеи книги или рассказа.Как раз с этим вторым дном здесь полный провал, впервые на моей памяти Азимов использовал рояль в кустах.
Минусы, по классике.
Растянутое повествование. Предыдущие сюжетные рассказы про Дэниела и Элайджа были в два раза короче и более насыщены на действия с персонажами. Здесь у меня натурально начинал греться стул от лишних деталей жизни на Авроре, вполне можно было ограничиться необходимым количеством, как было в Обнаженном Солнце и Стальных пещерах. Солярия с Землей вышли намного фактурнее. Даже минимальное упоминание Земли и той же Солярии в начале и середине книги (спасибо Глэдии) было намного интереснее, чем все детали Авроры вместе взятые.
Отвратительный сюжетный твист в конце. Основная моя претензия к книге. Все предыдущие детективы имели так или иначе простое изящное решение, которое в теории можно было понять чуть ли не с самого начала. А здесь рояль в кустах, основываясь на одном рассказе с буквально читом среди роботов. Это спойлер, но конец сильно разочаровал.
Спойлерный сюжетный выбор Элайджа. Я не спойлерю, скажу только, что это не вяжется с его характером в предыдущих книгах. Да, это костыль для сюжетного завершения истории (которое рояль в кустах, напомню), что делает его ещё более идиотским.
Имеется один приятный плюс, помимо стандартных для Айзека.
Прямые упоминания других рассказов и историй. Очень приятно читать про Эндрю Мартина (хотя Позитронный человек вроде как не вписывается в основную вселенную Азимова) или вновь услышать имя Сьюзан Келвин (она упоминается только для того самого рояля).
В целом это обычная история от Азимова, растянутая в два раза с разочаровывающим концом. Даже здесь он вновь исследует вопросы взаимодействия людей и роботов с нового ракурса, удивительно, как много он смог предсказать.
Знакомлюсь с его творчеством в таком порядке: Конец вечности → Я робот → Остальные роботы (не нашёл на русском) → Позитронный человек → Мать Земля → Стальные пещеры → Обнаженное Солнце → Зеркальное отражение → Роботы утренней зари → Роботы и империя (начал сейчас, посмотрим за сколько управлюсь, по объему как эта книга)
7136