Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Чапаев и Пустота

Виктор Пелевин

  • Аватар пользователя
    Аноним11 февраля 2025 г.

    Взгляд в Пустоту

    Как известно, читающий мир давно разделился на два лагеря: тех, кто считает творчество Пелевина шедевральным, и тех, кто воспринимает его как откровенное бумагомарательство. Сам я долго относил себя скорее ко второй категории, поскольку с этим автором отношения у меня в своё время совершенно не сложились. Они начинались с "Тайных видов на гору Фудзи" , которую я дочитал лишь потому, что не имею привычки бросать начатую книгу на середине. Потом была "Омон Ра"  – с ней всё было получше, но отторжение вызвало уже содержание, а не форма (ну не люблю я антисоветчину!). И вот, "Чапаев и Пустота". В данном случае Пустота, кстати – это фамилия, поэтому с большой буквы.


    "Мир сам по себе с тех пор совсем не изменился, просто увидеть его под тем углом, под которым это без всяких усилий удавалось тогда, нельзя. Но если нельзя увидеть мир под тем же углом, его, без сомнения, можно увидеть под тем же градусом".

    Думаю, вы поймёте меня, если я скажу, что не испытывал особого энтузиазма, когда брался за эту книгу. И вот, при всём моём скептицизме, при всех моих заранее заниженных ожиданиях эта вещица... чего уж кривить душой – она меня буквально очаровала! Да, это дикий сюрреализм и авангард, замешанный на буддизме и восточной философии. И, в то же время, есть во всём этом что-то хармсовское, когда вроде бы полная дичь, но остановиться просто невозможно.


    "Человек чем-то похож на этот поезд. Он точно так же обречен вечно тащить за собой из прошлого цепь темных, страшных, неизвестно от кого доставшихся в наследство вагонов. А бессмысленный грохот этой случайной сцепки надежд, мнений и страхов он называет своей жизнью".

    Книга увлекает с первых же страниц причудливым переплетением сюжетных линий, действие которых разворачивается в отталкивающе унылые условно "нынешние" девяностые и во времена Гражданской войны (тоже, прямо скажем, не самый благостный период в истории нашей страны, как бы не старались романтизировать его в советское время). Когда эти две линии окончательно сольются воедино в голове пациента психбольницы, а весь сюжет разом сорвётся в бездну совершенно лютого трэша, вам, поверьте, будет уже всё равно – дочитаете по инерции.


    "Портвейн оказался таким же точно на вкус, как и прежде, и это было лишним доказательством того, что реформы не затронули глубинных основ русской жизни, пройдясь шумным ураганчиком по самой её поверхности".

    Удивительно, но даже для любовной линии место нашлось, что для Пелевина, как я понял, вообще не очень характерно. Это дало автору возможность поразмышлять не только об экзистенциальных основах человеческого бытия, национальном пути и, так сказать, национальной идее, но и о природе любовных чувств (правда, совсем чуть-чуть и как-то неуверенно, что ли).


    "Представьте себе, что всё, что может дать прекрасная женщина, составляет сто процентов. Так вот, девяносто процентов она дарит в тот момент, когда просто её видишь, а остальное, из-за чего идёт весь тысячелетний торг – всего лишь крохотный остаток".

    Ну и напоследок не могу не отметить язык Пелевина. Тут я просто снимаю шляпу. Если абстрагироваться от сюжетной и философской составляющей и сосредоточиться исключительно на тексте – это, если честно, просто музыка для моих ушей. Приятный слог, очень меткие сравнения, множество аллюзий, запоминающиеся пассажи. Уверен, многие меня поддержат, если я скажу, что книгу буквально целиком хочется растащить на цитаты.


    — Чего хочет человек, вернувшийся домой из опасного путешествия, после того как утолит жажду и голод?
    — Не знаю, – сказал Сердюк. – У нас обычно телевизор включают.
    — Нет, – сказал Кавабата. – Мы в Японии производим лучшие телевизоры в мире, но это не мешает нам осознавать, что телевизор – это просто маленькое прозрачное окошко в трубе духовного мусоропровода. Я не имел в виду тех несчастных, которые всю жизнь загипнотизированно смотрят на бесконечный поток помоев, ощущая себя живыми только тогда, когда узнают банку от знакомых консервов.

    Кому я бы мог рекомендовать эту книгу? Не знаю. Если честно, даже не уверен, что я вообще готов её кому-то рекомендовать – не возьму грех на душу. Пусть каждый решает для себя сам, исходя из личного отношения к автору и собственного чувства прекрасного. Я скажу так: если с творчеством Пелевина вы пока что знакомы только понаслышке, "Чапаев и Пустота" – хороший вариант, чтобы свести знакомство. Относитесь к этой книге, как к своеобразному индикатору: если она не зайдёт – за остальные даже не беритесь, только зря потратите своё время.

    10
    688