Рецензия на книгу
Radiance
Грейс Дрейвен
Аноним11 февраля 2025 г.Беззубое романтическое фэнтези...
…хотя и насчёт принадлежности этой истории к "фэнтези" можно поспорить. Магия здесь как бы есть, но как бы и нет, ведь с каждым новым поколением народа каи, к которому относится и главный мужской персонаж, магия постепенно умирает. Так что здесь вы не найдете ни эпичных магических битв, ни драконов, самое большое — эпизодически встретите короля-лича и его не менее сведущую в тёмных делишках супругу. Впрочем, судя по всему, вторая книга всё-таки додаст этой "фэнтезийной" составляющей, хотя, если я правильно разгадала подход автора к проработке мира, ожидать какого-то удивительного опыта лучше не стоит.
Если максимально коротко обобщить: книга очень скучная. Пресная и безвкусная, что тот самый, десять раз упомянутый варёный картофель, который так ненавидит главный герой, Бришен. А самое обидное, что начало-то многообещающее - герои, по всем законам жанра обязанные с первого дня вынужденного брака возненавидеть друг друга, мирно знакомятся и приходят ко вполне здравой, в принципе, мысли, что жить в браке с преданным другом и уважительным соратником куда приятнее (и безопаснее), чем со врагом. Ты читаешь это, удивляешься и думаешь: "Ничего себе, автор сходу рвёт шаблон! Вот это смелость. Вот молодец!" Но чем дальше в лес, вернее, чем дальше в земли каи, тем больше становится ясно, что разрыв шаблонов — это не всегда хорошо. Шаблоны проверены временем, потому и используются; они гарантированно додают читателям желанные эмоции, и иногда ожидание сюжетного шаблона может неплохо подогреть интерес, особенно в том, что касается любовной линии.
Начнём с того, что сама ситуация политического брака между главными героями это уже шаблон. Чего мы от него ожидаем? Столкновения характеров, химии, страстного выяснения отношений, споров о том, где и чьё место. Мы хотим, чтобы персонажи схлестнулись, показали свои достоинства и недостатки. Может, наоборот: чтобы отношения поражали равнодушием, холодностью, отвержением. В общем, это та ситуация, где читатель ожидает накала переживаний любого рода. И здесь — спойлер! — автор говорит нам "нет". Мол, не спешите, здесь всё будет совсем по-другому, совсем иначе — так, как вы не ожидаете. И сначала это вызывает уважение — герои пытаются выстроить здоровые отношения? да где это видано! — и я лично мгновенно задрала планку ожиданий, гадая, что же в таком случае автор придумает, чтобы развить конфликт и удержать читательский интерес.
Ну и как бы ничего. Вообще ничего не придумает. Вот в чём главное разочарование. Книга абсолютно бесконфликтна, она напрочь лишена контрастов — разве что кроме самых поверхностных, как, например, различия между каи и гаури (нации главных героев). И то это касается лишь внешности, а по факту жизненный уклад обеих аристократий остается всё тот же: дворцовые интриги, торговые соглашения, политические браки, пиры, фаворитки и борьба за власть.
Оба героя, Ильдико и Бришен, проявляют во взаимоотношениях чудеса кротости и понимания, недоступные простым смертным, что, казалось бы, просто замечательно, но вместе с тем безумно скучно. Искусно избегая банальностей любовных перипетий, они быстро становятся блёклыми и неинтересными фигурами на шахматной доске, которые автор просто переставляет так, как ей угодно.
Не помогает и посредственный сухой стиль, которым история написана. И перевод не играет никакой роли, тут изначально не старались. Я не ожидала изысканных средств выразительности, нагромождения цветистых метафор, нов какой-то момент текст стал настолько лаконичным, что я бросила попытки нарисовать в своем воображении окружение, природу или внешность героев. Диалоги персонажей между собой не передают ни их харизмы, ни воли, ни чувства юмора. В общем-то они ими и не обладают.
На их прошлое как будто тоже подзабили — о героине мы узнаем практически ни-че-го. Родители? Ну были и были, померли, чё бубнеть-то. Чего еще вам надо. Бришен? Тут грех жаловаться: ему с барского плеча выделили целый один абзац о прошлом, чтобы хотя бы раскрыть, почему же у такой злобной тиранши, как его мать, такой милый и замечательный сын. Я правда не совсем поняла, как этот трагический инцидент повлиял на его становление эдаким "сыном маминой подруги". То есть ясно, почему он воспылал к матери ненавистью, но это не объясняет почему он в семье вот такая "роза в навозе". Вроде как была у него нянька, двоюродная старшая сестра - ну так дайте, бога ради, хоть пару флешбэков, как Бришена воспитывали, как прививали светлое и доброе, воспитывали в нём правильные принципы. Не способен ребенок, чему бы свидетелем он ни стал, вырастить сам себя образцом нравственного совершенства. Нет, ничего, обойдетесь, абсолютная пустота.
Писать можно ещё о многом: например, о том, что по-настоящему важных, хоть чего-то стоящих сцен, в книге от силы три. Больше в ней ничего не происходит. Ильдико и Бришен живут, как живётся, смирившись со своей судьбой, и даже когда случается их первая близость это ощущается как что-то вроде "ну, мы знали, что время придет, и, наконец, оно пришло". Вот и всё. Нет никакой страсти, обжигающего катарсиса слоуберна. Ничего. Потому что герои никто, они лишены недостатков, а их любовь вложена в них властной авторской дланью как функция, чтобы эта книга хоть как-то оправдывала жанр "романтического фэнтези".
Выделить какие-либо плюсы сложно. Не советую тратить время на эту историю.
1108