Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Человек, который принял жену за шляпу

Оливер Сакс

  • Аватар пользователя
    Аноним21 апреля 2015 г.

    ...ибо душа человека имеет больше прав называться вселенной,
    чем собственно мироздание...

    Джон Фаулз. "Волхв"

    Здравствуй, читатель!
    Кому это я? Вам? А кто это - "вы"? Уверены, что тот, кем вы себя ощущаете - это вы и есть? Точно ли? Вы уверены, что ваш вчерашний день был именно вчера? Может быть он был лет двадцать назад? Или сорок? А вот эти руки на клавиатуре - они точно ваши? У вас дурное настроение? А может наоборот - веселое и игривое? А что это такое, ваше настроение? В какой мере оно "ваше"? Вы не сдержались, и резко ответили, хотя стоило бы промолчать? А что или кто вас к этому подтолкнул? Вы думаете: "что за странные вопросы?" В таком случае, вам следует прочитать эту книгу.

    Наше чувство реальности, наше чувство самоосознания "кто я" и "где я" лишь кажутся незыблемыми. Они основаны на способности к запоминанию и восприятию действительности. Небольшая травма, неудачное падение, лопнул крошечный сосуд в мозге - и гигантский кусок вселенной вдруг становится полностью недоступен. Не просто не видим или не слышим, а исключен из картины мира, из понимания.

    Предмет стоит перед глазами человека, но стоит слева, но человек не видит его. Его зрение в полном порядке, просто мозг утратил способность воспринимать все, что расположено слева. В этой вселенной нет больше такой области "слева". Вот другой человек, он хранит в своей памяти тысячи страниц музыкальной энциклопедии до последней запятой и способен безошибочно определить любое классическое музыкальное произведение по нескольким нотам... Нет, это не просто ходячая энциклопедия, он превосходно чувствует и понимает музыку, ее внутреннюю логику и строй, но при этом не может без напоминаний даже вытереть себе нос. Все, что выходит за пределы музыки - пугающе и незнакомо, мозг отказывается это понимать и воспринимать. Старая леди вдруг с необычайной ясностью слышит веселые ирландские мелодии, хотя покинула Ирландию в раннем детстве и никогда не интересовалась народной музыкой. Но ее мозг словно безотказный механизм сохранил впечатления и небольшая травма заставила его с безупречной точностью и абсолютной реалистичностью воспроизвести услышанное в детстве. Двое слабоумных близнецов лепечут между собой... На поверку оказывается, что они играют в бесконечную математическую игру, легко проделывая вычисления, которые требуют суперкомпьютера, а их память попросту бездонна, храня бесчисленные числовые пейзажи, тогда как считающий себя здоровым человек с трудом запоминает нескольких цифр телефонного номера.

    Истории из клинической практики, рассказанные профессором Саксом, написаны увлекательно, хорошим языком и с глубочайшим сочувствием к пациентам. Это не бездушный, медицински точный перечень историй болезней и симптомов, за каждым случаем - живой человек, и автор делает все, чтобы мы увидели и поняли этого человека. Увы, счастливых исходов тут мало, несколько случаев на всю книгу. Это и не удивительно, поскольку повествует она о наиболее экзотических и впечатляющих пациентах, а значит и наиболее пострадавших. Это конечно не учебник по нейропсихологии, но мимо этой книги не стоит проходить даже если вы лично далеки от этих тем.

    Мы не видим мира вокруг. Мы не воспринимаем мир непосредственно. Мы "видим" набор цветных пятен на сетчатке нашего глаза, или даже скорей - набор потенциалов на нейронах сетчатки, отражающийся затем в нашем мозге. Мы не воспринимаем мир, картину мира строит мозг. Мы - это наш мозг, но и наша вселенная - тоже он. И стоит лишь сложнейшей живой машине, носителю этой вселенной, слегка запнуться в работе, как вселенная приобретает причудливый и странный облик, причем зачастую - незаметно для самого человека. Стоит прочитать эту книгу хотя бы чтобы понять, что наш мир - это мы сами. И этот мир ужасно хрупок.

    8
    91