Рецензия на книгу
The Invisible Life of Addie LaRue
V. E. Schwab
Аноним10 февраля 2025 г.О важности умения правильно формулировать
Адди Ларю не оставляет следов в памяти людей. Она красива, очаровательна, умна, обладает тонким художественным вкусом и обширными знаниями. При знакомстве умеет впечатлить собеседника, но стоит тому отвернуться, как девушке вновь приходится представляться – ее не помнят. Таково своеобразное понимание свободы, которой одарило Адди сверхъестественное существо, темная сила, загадочный незнакомец, принимающий облик идеального возлюбленного. Вместе с героиней мы то погружаемся в легкую, богемную атмосферу Нью-Йорка 2014 года (настоящее в художественном мире книги), то листаем страницы прошлого от начала XVIII века, пробираясь через ужасы Великой французской революции и двух мировых войн, замечая по пути достижения прогресса и смену мод, разнообразные течения искусства и изменения в общественной морали. Девочка из маленькой деревушки становится обитательницей парижского дна, завсегдатаем салонов аристократии, музой для поэтов, художников, музыкантов, примеривает на себя мимолетно облик деревенской ведьмы, юного искателя приключений, посетительницы подпольных баров в годы сухого закона, невидимой шпионки в годы войны (что довольно сложно: ведь она не может оставить ни следа в реальности, так что, вероятно, она просто подбрасывает заинтересованным лицам украденные документы?). Адди проживает не одну историю мимолетной или относительно продолжительной, хотя бы с ее стороны, симпатии, привязанности, в том числе к довольно неожиданным героям. Двое из ее возлюбленных повлияют на ее судьбу особенно сильно.
Интересно, что перед каждой частью автор размещает фрагменты из разных художественного каталогов с описанием произведений искусства или связанных с ними артефактов, к созданию которых оказалась причастной героиня.
Читать было легко и интересно. Не обошлось, конечно, без упоминания однополых отношений (Нью-Йорк, 2014 год, еще бы). Для меня недостатком было то, как смело автор дискредитирует некоторых гениев (в том числе и в безоценочном смысле) прошлого – и Бетховен заключал сделку с таинственным незнакомцем, злым благодетелем героини, и Наполеон (а вот до нацизма и фашизма, судя по тому, что говорит Люк героине, люди сами додумались – разумеется, иначе как бы возникла в сюжете моральная неопределенность относительно персонажа с таким говорящим именем). И получается, что злые потусторонние силы в книге выглядят реальными (чуть ли не единственно возможными), а добрые лишены своего голоса и воплощения. Но, к счастью, это все-таки не апология сатанизма – и героиня в книге заканчивает свой путь жертвой ради близкого человека, намереваясь продолжить свою вековую борьбу с лукавым дарителем свободы уже за пределами рассказанной истории, пусть и весьма своеобразным методом.
25905