Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Соборяне

Н. С. Лесков

  • Аватар пользователя
    Аноним20 апреля 2015 г.
    Там русский дух, там Русью пахнет

    "Соборяне" - роман о духовных исканиях и мирских проблемах русского духовенства. В главных ролях аж целых три священника- Савелий Туберозов, Захарий Бенефиктов и Ахилла Десницын. Центральный образ -это, конечно, Туберов. Столь любимый Лесковым тип праведника. У него душа болит за судьбу России. Несмотря на все противоречия этого образа (Ну например, его мечты о "старой сказке" России. Будто бы деспотичная Плодомасова с ее карликами -это идеал), он вызывает уважение своей непреклонностью и душевной неподкупностью.
    Захарий - это самый блеклый образ. Единственно, чем он запомнился, так это своей плодовитостью. Ну еще он нужен, чтобы затыкать сюжетные дырки и связывать части повествования, изредка высказывая мнение Лескова.
    Ахилла Десницын - "сила есть-ума не надо", "уязвленный" наш, мечущийся русский богатырь, считающий будто бы он вправе наказывать за "ересь" только на том основании, что он затвердил священные тексты. Избить Варнаву только за то, что он предположил, будто дождь пошел по естественным причинам, а не из-за молебна. Действительно, кому нужны знания? Ведь в невежестве счастье : не нужно ничего решать, думать, как быть. Но это уже взгляд современного человека. По меркам своего времени он очень даже добродетелен. Этот персонаж интересен уже своей эволюцией. Ахилла проходит долгий путь к вере, побеждая не только собственное безверие, но и нечистые силы и смерть.
    Нигилисты. В противовес старгородской поповке выступают нигилисты. Вот уж кто действительно , по мнению Лескова, нечистая сила. Он вооружается смехом и изображает нигилистов или клиническими идиотами, или совершенными подлецами. Взять хотя бы эпопею с костями или приготовления Бизюкиной к приезду гостей из Петербурга. Иногда это было даже чересчур по-детски. Например, замечает Туберозов, глядя на Термосесова. Называется , " уже не знаю, к чему придраться"


    Да как же, помилуйте: и губастый, и страшный, и фамилия Термосёсов!

    Лесков - художник слова. Этот роман стоит прочитать хотя бы ради языка. У него яркие, мастерски прописанные портреты, остроумные диалоги и множество неожиданных словечек. Здесь, и окказионализмы, и церковная лексика, и диалектизмы. Также у Лескова много аллюзий: не только на библейские сюжеты, но и на романсы, русских классиков и тд.
    Юмор. У Лескова множество остроумных эпизодов, вызывающих искреннюю улыбку. В чем-то он даже следует традициям Гоголя.

    Итак, всем, кто интересуется русской литературой( и не только), советую обратить внимание. Лесков не только занимает достойное место среди классиков, но и остается актуальным в наши дни. Ничего не изменилось. Дальше разговоров на кухне о том, как плохо жить в России, не идет. Те же, кто мнит себя реформатором, предпочитают сначала сделать, снести все до основания, а потом только подумать. Люди же, действительно желающие что-то изменить, упрятаны администрацией в ссылку, а то"как бы чего не вышло".

    4
    60