Рецензия на книгу
Gargantua and Pantagruel
Франсуа Рабле
Аноним9 февраля 2025 г.Этой книге почти 500 лет и в ней слишком много грубого юмора
Читала книгу «Гаргантюа и Пантагрюэль» в юности. Помню, как тогда постоянно сверялась с комментариями и справочной исторической литературой, потому что многие места казались мне непонятными. Спустя много лет вернулась к этому роману. И вот уже и истфак за плечами, и горы книг перечитаны. Но и при повторном прочтении любви к «Гаргантюа и Пантагрюэлю» не случилось.
Начнем с того, что первая публикация этой книги состоялась в 1532 году, то есть без малого 500 лет тому назад. Вне исторического контекста ее понять в принципе невозможно. Не знаю, кто те люди, которые сейчас наслаждаются чтением этого романа. Возможно, они читают его в сокращенном и/или адаптированном варианте.
Если читать эту книгу целиком – то это очень затянуто, с обилием подробностей, в которых просто теряешься, и с невероятным количеством отсылок к реалиям XVI века, которые современному читателю малопонятны.
Сюжет в книге вторичен, но обозначу в общих чертах. Главный герой – это Пантагрюэль. Это великан-обжора, который, тем не менее, по задумке Рабле олицетворят собой тип нового человека – начитанного, образованного, свободного от суеверий. Его отец Гаргантюа является центральным персонажем первой книги (всего их пять). В последующих (2-й и 3-й) он появляется только эпизодически.
Подробно описывается процесс обучения Пантагрюэля, а затем рассказывается о нескольких его приключениях, в которых самое деятельное участие принимает его лучший друг – ловкач и пройдоха Панург.Если отстраниться от сюжета, то главная цель книги – это высмеивание пороков современного автору общества. С помощью создания комедийных происшествий и гротескных ситуаций Рабле заставляет задуматься над глупостью человеческой природы и проблемами своего времени. Особенно хлестко он проходится по церкви – мне кажется, что даже если бы автор жил в наше время, то и сейчас ему бы тоже пришлось несладко, настолько дерзок он в своих суждениях по поводу абсурдности слепой веры. А уж как он высмеивает монахов – временами даже неловко становится за его грубые шутки)
Ставлю книге не очень высокую оценку, потому что в ней очень много слишком грубого, прямо-таки физиологического и «туалетного» юмора. То, что было приемлемо для XVI века, слишком уж тяжело воспринимается в наши дни. Хотя, вполне допускаю, что и сейчас подобный юмор может кому-то прийтись по вкусу.
Но для своего времени книга стала настоящим прорывом. В ней содержались зачатки идей гуманизма и даже скрытые намеки на свободу мысли. Рабле не просто развлекал, а заставлял задуматься современников о многих важных вещах.
23509