Рецензия на книгу
Сто лет одиночества
Габриэль Гарсиа Маркес
Аноним9 февраля 2025 г.Предопределенность сущего
На каком-то "этапе" чтения перестаешь различать персонажей в лицо, запутываешься в бесконечном круговороте одних и тех же имен, почти "одинаковых" судеб, чего-то ещё. И понимаешь: уже не надо. Уже не надо помнить конкретных лиц, не надо различать Ауреано Первого, Второго, Третьего, и даже праматерь - Урсулу (урсус на латыне "Медведь" на сколько я помню), - вообще всё не важно. Потому что это не про конкретных лиц и даже не про "Макондо" - центр мира...или персональной судьбы, нет, не про это.
Господи, но какая же это мощь, какая мощь! Написать в 40 лет такое полотно - да.... Мне показалось, что нужно сказать о каком-то идейном бэкграунде того, что я читал когда-то и переслушал в течение выходных.
"Много лет спустя, перед самым расстрелом, полковник Аурелиано Буэндия припомнит тот далекий день, когда отец повел его поглядеть на лед."
Может быть, здесь ещё не так явно виден такой мотив всего творчества Маркеса, ну, в том, что я прочел, - не так видна идея предопределенности человечесткой судьбы. Чуть позже он скажет это совершенно открыто: "Хроника объявленной смерти": никто не хотел этой ананонсированной трагедии, но, подобно древнегреческой трагедди, подобно несчастному Эдипу, ничего нельзя сделать. Потому что всё предопределено. Полковник Буэндиа останется в живых, но Маркес уже завел тему: рожденному утонуть не гореть в огне. Вводя эту тему, как я её принял, понял, ты понимаешь, что никакие усилия или сверхусилия, даже праматери всего - Урсуле - никому не по силам остановить желтых муравьев с лианами, которые всё равно возьмут своё, родового гнезда Буэндиа не останется, тлен, разруха и прах. Из праха вышли, в прах всё и возвратится.
Но как же это всё выписано! Как прорисовано! Какой напор, какой натиск и ярость! Эти поражающие воображение страницы последней любви романа, естественно, инцестуальные, как у Фолкнера, как, видимо, у южан вообще, - это запредельное; чувство, что Маркес сам настолько раскрутил себя, настолько завёл темперамент, окрасивший последнюю страсть этого мира, что выход у этой яростной любви единственный: смерть и разрушение. Которые, как известно, всегда есть начало чего-то или кого-то нового.Итак, номер один: предопределенность. Судьбы и жизни, человека и мира.
Одиночество. Подозреваю, что роман "зашел" всему миру, безоговорочно и безоглядно ещё и потому, что экзистенциализм посетил этот мир в аккурат после всемирной бойни 39-45. Судьба мира и человека, о, конечно, всегда была в центре художественной рефлексии западной культуры, всегда, но что-то сдвинулось внутри человека=человечества после...скольки жертв мировой бойни? "Я - Бог, я - царь"? Или всё же - червь и раб? Все же такие умные и человечные...все эти умники создали Освенцим и холокост. И?
И - так каков человек? И каково ему, этому человеку? Не холодно ли на придуманной самим человеком вершине собственного величия? Уж каким-то холодом одиночества веет с этих вершин благополучия и самолюбования. Одиночество, одиночество, одиночество, одиночество, одиночество.Ну, самое банальное: все эти неистовства, путешествия от Макондо до Рима с Брюсселем, - всё это - бегство от непереносимого одиночества? Все эти неожиданно найденные дублоны или дукаты, которых аж три кувшина, таких, тяжелых, тяжелых по весу, так же, теперь уже ожидаемо промотанных, да ещё и с убийством одного, очередного Хосе Аркадио или Аркадио Хосе - какая разница? - потому что...да потому, нет никакой разницы ни в именах, ни во временах, потому что Маркес о другом. Самая простая и потертая мысль : весь движ - бегство от этого самого одиночества.
Которое, как известно, существует в двух ипостасях: экзистенциальной и эмоциональной. И роман - он про какую из них?
Поэтому мне показалось, что вторая идея маркесовского мировоззрения - идея эсхатологическая. Где не только предопределенность всего, но и конечная стадия, черта, состояние, положение, - всё известно: "гибель" мира, по крайней мере "гибель" этого мира, конкретного и земного, ну, почти сплошь человеческого мира. Но как бы рассмеялись здезды, взрывающиеся в свой час, узнай о такой вот своей "кончине": взрыв как "смерть"! Да ни разу не смерть. В одном обличии - да, вроде как. Но эти звёздды, чудесные , страшные, - всё это - в нас, в каждом из нас, всё справедливо: так же как мы - в звёздах, так и звёзды - в нас! Мы состоим из звёздной пыли, их частиц, - какая разница! Своё семя, как и мощные мужики из рода Буэндиа, завораживающие всех попадающихся на их пути женщин - своих, чужих, - всех завораживавших своими размерами и мощью, - своё семя звезды щедро раздали этому миру. И не прекращают этого благородного занятия ни на секкунду, ни на мгновение. Какая завораживающая картина, ничего грандиознее, видимо, просто не существует.
Одиночество? Не знаюИ последняя, ну, на сегодня, на сейчас, мысль: эсхатология, конец мира...Но этот путь нужно ещё пройти, нужно пережить эту с горки идущую дорожку. В 1967 году Маркесу - 40. Но это совсем не значит, что он убежал, спрятался, скрылся от кризиса среднего возраста. Нет. Доказательство? Их есть у меня: "Сто лет одиночества".
Сороковник - срок, когда пусть и не впервые, но мысли о перспективе встречи со "старухой с косой" - вот они, вот! Седые волосы и начавший терять обороты тот самый "мотор", заводивший всеххххх встречавшихся на пути женщин...эти, опадающие листья в саду и неминуемый финал, о котором вспоминаешь всё чаще и всё с большей грустью. Что там с эгоистичным геном из предыдущей книжки? Да вот, ответка: "Сто лет одиночества". Как по мне, так после экватора, до кульминации романа - эта самая выстраданная часть текста, потому и самая впечатляющая, самая мощная!
Да, с горки, да, всё начинает ускоряться, да, не остановишь ничего, но я обману смерть, я не спасусь, но обману! Моё дитя...нет, не из плоти и крови - бумаги и вечных мыслей про жизнь и смерть, одиночество и торжество жизни, - я напишу, а тогда и померяемся....как у Тютчева: "...а там увидим, что прочней".
Нас сводит с ума не миг ухода из жизни - всё понятно и "приемлемо", нет, нас сводит с ума ожидание смерти, эта картинка за секунду, мгновение до смерти, когда нож гильятины проскочит от верхней точки до нашей шеи. Нам непереносим звук падающего лезвия, вот от этого звука мы и бежим...Но нет такой скорости, чтобы уклониться от судьбы, нет.
Ну конечно же, читать! Хотя судя по данным этого ресурса, книжку прочли несколько десятков тысяч человек, что впечатляет. И книжка того заслуживает! Великолепно!19615