Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Доводы рассудка

Джейн Остен

  • Аватар пользователя
    corneille9 февраля 2025 г.

    в юности вынудили ее быть благоразумной, в годы более зрелые она сделалась мечтательницей

    "доводы рассудка" - последний роман джейн остин, опубликованный посмертно. перед романом в оригинальном издании обнаружена биографическая справка о джейн остин, написанная ее братом генри. поразительный контраст уже в первом абзаце: "следующие страницы принадлежат перу автора, который уже внес немалый вклад в увеселение публики", словно чтение романов остин носит только развлекательный характер. и потом: "рука, управлявшая этим пером, теперь в могиле". от недоумения к изумлению и признанию того, как абсолютное непонимание гения остин может уживаться со скорбью по умершей сестре. в том же наивном тоне генри остин пишет о том, какая же она cheerfulness, sensibility, benevolence, и нисколько не остра на язык и не стремится к обогащению. генри остин, минимизируя профессионализм сестры, стремится защитить ее от злых языков (они страшнее пистолета), но портрет, который у него в итоге получился, слишком уж приторно-сладок. чем тогда остин отличалась от современников.

    никакой приторности здесь не будет: несмотря на типичный счастливый финал романов остин, он самый печальный. героиня, энн эллиот, здесь не первого десятка молодости, ей уже целых двадцать восемь лет, она слишком хорошо усвоила уроки благоразумия и самоограничения, которые большинство героинь того времени усваивали только в конце своей истории (как, например, элизабет беннет).


    'в юности вынудили ее быть благоразумной, в годы более зрелые она сделалась мечтательницей, что так естественно при неестественном начале'

    извечная остиновская дилемма - чувства или  долг, разрешается точно так же, как и в других романах - они сливаются воедино. так уж получается, что избранник оказывается и при деньгах, и при чувствах. здесь несколько иначе: избранник энн, капитан уэнтворт, был беден, из-за чего она, послушавшись доводов рассудка и доводов леди рассел, отказывает ему, после чего жалеет об этом.

    по мнению литературоведа дейдры шоны линч (deidre shauna lynch) поразительно, как остин рассказывает эту историю - быстро, буднично, словно ей наскучила историю юношеской и девической любви, теперь ей интересно взглянуть на любовь взрослых людей. так оно и есть: встреча после стольких лет разлуки не может не всколыхнуть чувства, которые никуда и не уходили. одному мешает гордость, другой - положение женщин в обществе. остин подробно описывает их молчаливое взаимодействие, неловкость, возникающую при разговорах, его ревность, ее недогадливость. пусть и финал настиг их поразительно быстро из-за смерти писательницы (роман этот значительно короче прочих у остин), но он правдоподобен и сопровождается прекрасным диалогом о недолговечности чувств и обманчивости женского и/или мужского сердца на примере поэзии и одного занимательного героя - капитана бэнвика.

    остин снова играет с читательскими ожиданиями, как это было, например, в "нортенгерском аббатстве",  когда кэтрин очутилась в готическом замке в духе энн радклифф, но... ничего мистического ее не настигает, наоборот, там слишком буднично. так и здесь: бэнвик, потеряв свою возлюбленную, предстает в романтическом ореоле: он страдает, тоскует по утерянной любимой, читатели думают, что, в духе романтизма, он всю жизнь останется безутешным, он будет ее оплакивать до конца своих дней. но автор самым неожиданным образом меняет судьбу этого героя.

    пусть темы, поведенческие паттерны и даже финал - тот же, что и в других романах остин, но его отличает зрелость героев: они не прежние молодые люди, которые, если бы не строгий надзор благожелательных родственников и близких, тотчас обвенчались бы и отправились в свадебное путешествие. она - валаамова ослица, мало ценимая в семье дочь, которой вечно что-то поручают и не дают высказать свое мнение, к тому же, ее возлюбленный  возвращается спустя восемь лет, ведь  он - завидный жених, сколотивший на наполеоновских войнах состояние, возмужавший моряк, теперь находится в поисках  невесты. я, подчеркивает он, бросая на энн косые взгляды, ценю более всего в девушке решимость, стойкость духа, а не его слабость. манерность капитана уэнтворта, продиктованная обидой, терпит крах, когда он видит, что она всё та же, если не лучше, и чувства ее также нежны. и, самое обидное, о ней, такой отзывчивой и доброй, никто не заботится и нисколько не ценит. и он, с присущей остиновским мужским героям эмпатией, соглашается, что тогдашний отказ энн верен: он ее не понимал и не хотел понять, гордость застилала всё. но теперь всё будет иначе. герои, повзрослев, с достоинством перенесли жизненные невзгоды и обрели долгожданное счастье.



    11
    312