Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Дневная красавица

Жозеф Кессель

  • Аватар пользователя
    Uchenyj9 февраля 2025 г.

    Нравится, не нравится - терпи, моя красавица

    Психологическая драма, исследующая глубины женской психологии сексуальности от малоизвестного в России французского писателя Жозефа Кесселя. Сюжет прост и одновременно необычен - молодая, красивая, благополучная женщина, добропорядочная супруга обеспеченного мужчины ( тоже молодого и красивого, и, что немаловажно, любящего и заботливого), не испытывая удовлетворения в своем более чем успешном браке, начинает тайком от мужа посещать... публичный дом. Не ради денег, а удовольствия для) желая, так сказать, на опыте понять, чего же она хочет в постели. Потому, что несмотря на внешне красивый фасад ее брака, ей что-то не хватает, а именно - "перчинки" в супружеском сексе. Более того, она понимает, что внести в их супружескую постель эту "перчинку" невозможно, даже если б она попыталась словами через рот объяснить мужу, чего она хочет. Во-первых, она сама для себя не могла четко сформулировать, чего именно она желает, к тому же эти "темные" желания ее пугали, она старалась их отогнать, отгородиться от собственных "грязных" фантазий. Во-вторых, она убеждена, что муж ее в любом случае не поймёт. Этот добропорядочный, лощеный молодой человек из буржуазного класса, для которого очень важно, чтоб "все было прилично", ужаснется, услышав из уст супруги подобную "дичь", отшатнется от нее и наверняка разлюбит и бросит, просто побрезгует к ней после таких разговоров прикасаться. Замечу, что это мнение исключительно главной героини, Северины. С мужем она так и не поговорила, и как он отреагировал бы, осталось неизвестным. Вполне возможно, что Северина в своих предположениях была права. Кто такой Пьер, супруг Северины? Типичный буржуа, "хороший мальчик", который делает все "по красоте". Закончил университет, что в те годы, начало 20го века было доступно далеко не всем, выучился на врача и работает по специальности - опять же, в те годы это была элита, а не как сейчас, всего лишь "медперсонал", чуть ли не обслуга... Живёт в шикарном доме с прислугой, в свободное от работы время ведёт светскую жизнь. По его психологическому портрету, он душный моралист, считает, что знает, как надо "правильно жить" и твердо уверен в своей правоте. Он женится на молодой красивой девушке из своей среды, чистой и невинной - как же иначе - и окончательно уверяется, что все в его жизни идёт так, как надо. Ведь они с супругой такая прекрасная пара, оба красивые, молодые, нежно любят друг друга и друг о друге заботятся, прям идиллия; все на них любуются и завидуют. К жене Пьер относится как к нежному цветочку, холит и лелеет, при этом полностью убежден в ее моральной и физической "чистоте". Ну и как, при прочих равных, Северина могла откровенно поговорить с таким вот Пьером о ее "грязных" желаниях? Сама же Северина страсти к мужу не испытывает, она его любит "материнской любовью", как неоднократно подчеркивает писатель. Действительно, что ещё можно испытывать к мужчине подобного типа и поведения,  кроме "родственных" чувств? Он не зажигает огня в ее теле, но успокаивает душу, что, конечно, тоже замечательно, но возникновению страстного желания не способствует, скорее наоборот его гасит. Так кто такая Северина, главная героиня этой книги? Девушка из семьи богатых буржуа, повторюсь, но это важно для того времени и о многом говорит. Пьер неслучайно видит в ней нежное, хрупкое, "неземное"создание. В начале 20 века девушки в богатых семьях действительно росли как тепличные цветки, практически с рождения до выхода замуж находясь под "стеклянным колпаком". И вот замуж они выходили, как правило, не имея никакого жизненного ( и сексуального) опыта, ничего не зная о "взрослой" жизни, не зная и не понимая себя и своих желаний. Сексуальное воспитание для девиц в то время было нулевое. Более того, само слово "секс" и все, что с ним связано, было для юных девушек табу. Папаши семейств "сексуально образовывали" своих отпрысков мужского пола, отводя их за ручку в публичный дом, когда подходил возраст. Или роль "учительниц" брали на себя молодые служанки в родительском доме. Вот я прочитал, тут некоторые рецензенты написали, дескать, это не 19 век, женщины уже были свободны и могли говорить с мужьями о сексе. Уважаемые читатели, женщины отнюдь не были свободны, им отводились роли послушных и скромных дочерей, жен, матерей семейства, о праве на какое-то там сексуальное удовольствие для женщин не шло и речи. Такие нравы в Европе сохранялись до 2ой мировой войны, в обществе царила двойная мораль: то, что позволено мужчинам, не было позволено женщинам. Конечно, учение Фрейда стало в то время прорывом в этом плане: кто-то впервые открыто заговорил о том, что женщинам тоже не чуждо сексуальное влечение к разным мужчинам ( а не только "обслуживание"в постели своего супруга), у них так же есть разнообразные сексуальные фантазии и скрытые желания и - вот это новости! - потребность в оргазме. Правда, Фрейд все это сводил к невротическим комплексам женщин, которые они приобретали  вследствие полученной ими в детстве или юности психосексуальной травме. Все эти фрейдистские мотивы отражены в романе Ж.Кесселя. Спору нет, в современном прочтении книга кажется устаревшей и спорной. Лично мне не понравился слог, но это дело вкуса. Так же хочу сказать, почему Северина "просто не обратилась к психологу", как тут многие вопрошали. Это опять же современный взгляд. Несмотря на то, что психоанализ в те годы, благодаря работе З.Фрейда, стал весьма популярен среди обеспеченных слоев населения, для женщины обратиться к психологу ( кстати, тогда не было термина "психолог", были "психоаналитики", ученики Фрейда, и их было не так много) так, чтоб никто об этом не узнал, было весьма затруднительно. Психоаналитики в случае, если к ним обращались женщины, привлекали к "лечению" их мужей и/или отцов. Принцип "врачебной тайны" работал только в отношении мужчин, такие вот дела. И не факт, что женщина попадет к "правильному" психоаналитику. Чаще это были обычные психиатры, в смысле не сторонники теорий Фрейда, которые по старинке продолжали считать, что все проблемы с женской психикой, тем более, с женской сексуальностью происходят из-за "нездоровой матки", и даму, скорее всего, после визита к такому врачу упаковали бы в дурку. Так что Северина избрала свой путь, хотя и не совсем самостоятельно, а - опять-таки - по наводке мужчины ( "друга семьи" Юссона). Одна беда, это был "мужской путь": "шалости" в публичном доме, смена партнёров, сексуальные эксперименты - все это "разрешалось" мужчинам, но не разрешалось и не прощалось женщинам. Женатый мужчина, "приличный" буржуа, разоблаченный в таких "приключениях", не подвергался остракизму. Другие мужчины его поймут и не осудят, ну за исключением таких ханжей и моралистов наподобие Пьера; женщины поворчат, повозмущаются для вида, но кто бы их слушал, это ведь обычное женское "кудахтанье". Жизнь мужчины после такого рода огласки не будет разрушена, друзья и семья от него, по большому счету,не отвернутся. Жизнь женщины, Северины, оказалась в финале разбитой вдребезги и это закономерно. Как говорится, что позволено Юпитеру, то не позволено быку. Многое ещё можно сказать про эту книгу, но и так получилось слишком длинно. Читайте сами, а можно и одноименный фильм Бунюэля посмотреть, прекрасная экранизация романа, очень яркая, талантливо поставленная, с шикарными актерами. Только время действия перенесено из 20ых в 60ые. Сюжет почти дословно цитирует книгу, но книга позволяет глубже проникнуть в психологию главной героини. Так что я бы советовал и книгу и фильм, только большая просьба: учитывайте контекст времени!

    10
    237