Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Над пропастью во ржи

Джером Д. Сэлинджер

  • Аватар пользователя
    Аноним20 апреля 2015 г.

    Вышедший в 1951 году роман Джером Сэлинджера «Над пропастью во ржи» представляет собой рассказ семнадцатилетнего американского школьника Холдена Колфилда, исключённого перед Рождеством из школы Пэнси за неуспеваемость.

    Главный герой ведёт себя, как и положено семнадцатилетнему подростку: бесшабашно, импульсивно, с вызовом. Всё, о чём он говорит, преподносится им с максимальной откровенностью: он ненавидит свою школу, ему противны люди, находящиеся в ней. Холден Колфилд ищет себя и свое призвание в противном ему мире.

    А теперь начистоту. Этот писатель наделал много шуму из ничего. На мой взгляд, перед нами лежит переоцененная книга, недостойная носить звание классики. Сэлинджер пытался воссоздать прототип типичного подростка, который в первый раз в своей жизни испытывает экзистенциальный кризис. Отказ принимать ложь, проявляющуюся в моральных нормах, юношеский максимализм, критика и одновременно боязнь взрослого мира. Что ж, я полагаю, что так было в планах у писателя, но на самом деле вышло нечто иное – заурядная личность из категории “не такой как все”: в голове насвистывает мелодию ветер, а в сердце полыхает огонь, который разжигает в Холдене бунтарскую душу. Герой Сэлинджера мало думает, мало говорит и мало делает. Он отказывается воспринимать мир, каким он является на самом деле – он хочет жить в своем измерении, в котором он сторожит играющих детей на краю пропасти и не дает им сорваться вниз. Его персонаж невероятно туп, как пробка. Он злоупотребляет сквернословием и цинично "шутит", в лишний раз выставляя себя кретинистым парнем. Он задается псевдофилософскими вопросами, аля "куда деваются утки в центральном парке, когда пруд замерзает". Прослеживая его действия на протяжении романа, мы замечаем в нем много отрицательных качеств. Холден видит в каждом человеке только плохое. В его глазах каждый перед ним предстает как непроходимый тупица, невоспитанный забияка или сноб, которому не угодно что-либо из-за эстетических соображений. Холден также не вызывает уважения из-за трусости: его неспособность дать сдачи и неуверенность перед девушками, часто принимаемая за мягкость и чувствительность темперамента, просто раздражает – другого слова подобрать не могу.
    Не удивительно, что Холден жадно ищет хоть какую-нибудь отдушину, жаждет человеческого тепла, участия и понимания. Так возникает вопрос, чего же он хочет, как он мыслит будущее, вопрос тем более важный, что мы уже хорошо знаем, какие вещи ему не нравятся. Оказывается, ничего положительного Холден себе представить не может. Отсюда наивная мечта о несложной механической работе, дающей возможность вести тихую жизнь с глухонемой (!) женой. При этом Холден и сам хотел бы притвориться глухонемым, чтобы, насколько это возможно, порвать все связи с миром, в котором живется так неуютно. Мысли у него исключительно с пессиместичным настроем, а диапазон эмоций крайне мал: ненависть, горечь, одиночество – вот что испытывает наш герой. Вглядываясь в будущее, он не видит ничего, кроме той серой обыденности, что уже стала уделом подавляющего большинства его соотечественников.

    Почему книга так популярна? Ответ прост. Читатели (в основном те же самые подростки) видят много схожостей с главным героем. Те, кто идолизируют Холдена, ошибаются в нем. Они видят в этом персонаже величавую фигуру, воспринимая его всерьез так же, как это делает сам Холден. Не понимая иронию автора на юношеское завышенное самомнение, за которым кроется ровным счетом ничего, они с упоением верят, что Холден – это некий герой нашего времени, символ честности, борец, возглавляющий либеральный бунт. Не могу не отметить деталь, которой восторгаются юные читатели – фанатом этой книги являлся некий Марк Чепмен – убийца Джона Леннона, увидевший в этом произведении посыл убить музыканта. Ну ничего себе! Я тоже обязан/а прочитать этот роман, ведь я такая экстраординарная личность.

    Подытоживая, хочется отметить, что книга, чисто субъективно, не удалась. У этого романа нет ни запоминающегося начала, ни середины, ни ярковыраженного конца. Единственное удовольствие, которое мне довелось испытать при прочтении “Над пропасти во ржи”, случилось тогда, когда я дочитал последнюю страницу этой книги и отложил ее в сторону.

    11
    53