Рецензия на книгу
Рим, Неаполь и Флоренция
Стендаль
Аноним7 февраля 2025 г."моя навязчивая идея - восхищение Италией"
Во втором издании книги (1824 г.; первое вышло в 1817 г.) Стендаль предупреждает читателя, что настоящей книгой это назвать нельзя, ибо "создать что-либо стоящее можно, лишь оставаясь самим собой, а иметь успех в Париже возможно только при условии быть как все".
Именно на обложке книги "Рим, Неаполь и Флоренция" впервые появляется имя Стендаль, с добавлением титула кавалерийский офицер, настоящее имя автора Мари-Анри Бейль.
Кому-то книга покажется скучной и останется непрочитанной, а "это почти то же, как если бы она и вовсе не существовала". Значит, наша читательская роль - дать книге право на существование.
Признаться, было ожидание повествования по городам Италии, кои и указаны в заголовке. Ох уж эти ожидания! Если с городами и странами я научилась более наблюдать, чем критиковать, то с книгами пока не работает. Временной разрыв в пару столетий дает о себе знать. Неторопливость озадачивает - добрались до половины книги, выехали в сентябре, на дворе декабрь, а мы еще в Милане, но будет нам и Флоренция в январе, и Неаполь в феврале, и Рим в августе.
Заглядываю в биографию: автор в Италии живет довольно длительное время, ведет светскую жизнь - театры, приемы, поездки по городам. Мы с ним не туристы, мы с ним наблюдатели нравов итальянского общества, не только высшего света в театральных вестибюлях и ложах, но и обычных горожан, крестьян. Иногда дневниковые записи совершенно обывательские, с пересказами чужих историй, анекдотов, сказок, сплетен. Много сравнений итальянского с французским, итальянского с итальянским, ведь мы пересекаем страну с севера от Милана на юг до Рима, Неаполя и Калабрии.
Вы не найдете здесь исторических зарисовок, как у А.Дюма в "Годе во Флоренции", иногда лишь промелькнет радость узнавания достопримечательностей. Пожалуй, надо прочитать у Стендаля "Историю живописи в Италии".
Моя инженерская душа возрадовалась, когда однажды мы поспешили посмотреть, как прокладывают новую улицу в Милане, устраивают водосточные трубы и мостят гранитными плитами тротуары для экипажей, острым булыжником - для пешеходов.
Больше всего в книге мне понравился приезд Стендаля во Флоренцию "Наконец на одном повороте дороги взорам моим открылась равнина, и я увидел издали неясную, темную громаду Санта-Мария-дель-Фьоре с ее знаменитым куполом, шедевром Брунеллески. "Здесь жили Данте, Микеланджело, Леонардо да Винчи! — думал я. — Вот он, благородный город, царица средневековой Италии! В этих стенах возродилась цивилизация, это здесь Лоренцо Медичи так хорошо играл роль монарха, создав двор, где впервые после Августа предпочтение отдавалось невоенным заслугам".
И с чем я согласилась безоговорочно, так это с флорентийским счастьем автора, когда приезжаешь во Флоренцию туристом, никого не знаешь и ни с кем не должен разговаривать, и средневековое зодчество целиком завладевает душой, и кажется, что попал во времена Данте.
Почему так влекут книги о путешествиях по уже знакомым местам, о которых мы храним восторженные воспоминания? Может, потому, что с их страниц мы снова отправляемся в путь — но уже в сопровождении другого человека, с его мыслями, впечатлениями, открытиями? Я перебираю фотографии, замечаю новое, слышу неожиданные истории, соглашаюсь или спорю… и главное — снова мечтаю о дороге!4134