Рецензия на книгу
Экспресс в Рождество
Эльма Троу
Аноним7 февраля 2025 г.Поезд, праздники и встреча друзей по переписке
Черт его знает, как эта книга оказалась у меня в више – то ли вспышки на солнце, то ли вспышки собственной жадности – на случай, если в Новогодье мне вдруг захочется тематической истории, быстро ее можно будет накопать и прочитать. Обложка в этот раз не моя, автора не знаю, аннотация любопытная, но все же не настолько, чтобы кинуться к тексту сломя голову, потому – все-таки, наверное, какие-то вспышки. Открыв книгу, однако, сильно позже волшебной поры Новогодья, я в этот раз оказалась радая, что на свой «экспресс в Рождество» опоздала.
Алиса и Даня познакомились в сети год назад, и вот уже год как чатятся и не могут друг без друга. Оба студенты. Алиса влюблена в Даню, а парень все никак не может разобраться в том, что чувствует к девушке – то ли это «химия», то ли настоящие чувства. Все выяснить главный герой решает в новогодние праздники – Даня наконец определяется, что хочет пригласить Алису на кофе, чтобы пообщаться вживую. Однако планы героя нарушаются решением родителей – семья Дани купила билеты на Рождественский экскурсионный тематический экспресс.
Алиса в Новый год остается в большом доме одна. Отец не сумел вырваться с ответственной работы – обещал быть к Рождеству, но как я поняла, это неточно, а мать девушки умерла, когда главной героине было десть лет. Наварив себе глинтвейна, Алиса получила поздравление от Дани, узнала, что тот собирается с семьей в путешествие на Рождественском экспрессе, и под речь президента решилась на опрометчивый поступок – потратила подаренные отцом деньги на билет в купе люкс (это важно!) на тот же туристический поезд. Мол, в двадцать один год девушка ничего в своей жизни не видела и нигде не была, а еще там будет Даня.
В дополнение к завязке основного сюжета истории можно также отнести ветку с фэнтези игрой, которую главные герои по переписке затеяли в первой главе, чтобы развлечься – выдумали собственных двойников и отправили их в фэнтези-приключение, сдобренное романтическими пикантными моментами и подробностями. Прочитав аннотацию, я подумала, что это может оказаться интересно, но – нет. Эта ветка скучная. Особенно для тех, кто играл в подобные игры и у кого фантазия побогаче будет. Потому про фэнтези игру даже упоминать далее не буду. Это насмешка какая-то над жанром вообще и над секстингом, в частности (камон! Ребятам по двадцать лет, а оба едва с ума не сошли от смущения, когда описали поцелуй виртуальных героев).
В общем, попадают главные герои в один тематический поезд почти в соседние купе, разделенные лишь друг от друга вагоном-рестораном. Можно было подумать, что далее начнется некая круговерть с узнаванием друг друга (Алиса и Даня в глаза не виделись никогда) или новогодняя комедия с попытками пересечься, но – нет. Алиса и Даня встречаются в первый же вечер. Тот же первый вечер пара заканчивает горячим поцелуем. Напоминаю, что эти герои, когда описали в своей текстовой игре поцелуй своих прототипов, покраснели-побели настолько, что даже заговорить об этом дальше побоялись. Забавно, не правда ли?!
Далее я было предположила, что Даня, узнав о том, как Алиса оказалась в поезде и что она одна, предложит девушке присоединиться к его семье, но… тут тоже облом. Главный герой повел себя по-джентельменски: с утра потанцевал с девушкой по городу, к вечеру сбежал к семье, оставив Алису одну. На следующей остановке – сначала с семьей, потом продолжил танцевать девушку в ее домике… Кароче, книга про взаимное уважение симпатизирующих друг другу людей! (перевожу со своего саркастичного – нет)
Буду непопулярной! История мне не понравилась. Название и аннотация намекнули на атмосферу праздника и романтической подростковой комедии, но получила я в итоге какое-то эссе автора, выгрузившего на бумагу героев с тараканами. Причем тараканы у обоих оказались махровыми. Герой все пытался определиться с чувствами – то ли чувства у него, то ли «химия», чем утомил, а главная героиня грызла себя из-за побега – мол, обидела таким образом гиперопекающего отца, который ее в канун Нового года оставил одну в пустом доме. И тоже этим утомила.
Может быть, восприняла бы я все эти рефлексии и копания нормально, если бы автор подала их без излишней высокопарной метафоричности. Проблемы вроде не самые серьезные, так зачем их перекручивать в страдания о бытие мира?
Вы только оцените! Герои что-то делают, что-то видят, о чем-то думают – текст идет ровно, логично и даже обосновано (с натяжкой, но пусть) и тут новый абзац:
«Алиса затерялась в стране своего сознания, за пределами чертогов своих мыслей. В одно мгновение ей представился огромный замок, в котором бесконечное переплетение коридоров кишело чудовищами-мыслями. Они бегали по тоннелям, как муравьи, сталкивались, сливались, становились одним целым и разъединялись, когда им хотелось. Так она представила обиталище своего разума. Беспорядочный, хаотичный и странный, как и она сама, как ее большое розовое пальто и белые берцы, которые она носит уже третью зиму подряд.»
Дальше все снова ровно и логично. А потом опять:
«Ей стало стыдно. Душа отъелась продолжительным самокопанием и потолстела на несколько килограммов. От этого в груди поселилось тяжелое тянущее чувство.»
Я буквально выпадала на этих кусках из фокусировки – слишком метафорчино! Читала-читала - пробел, буковки, а после снова продолжала читать. Типа как ни в чем не бывало. Странное ощущение. В какой-то момент даже прервалась, чтобы вспомнить свои двадцать лет – поняла, что такой каши в голове не варила, хотя натура я более чем романтичная (глубоко в глубине души) и профессии творческой. Т.е. по всем канонам быть не от мира сего полагается, но… в общем, не настолько.
Немного правила происходящее в тексте музыка, которую автор подарила героям и которую даже вынесла в плейлист на первой странице. Отдельное спасибо! Когда композиция упоминалась в сюжете, я включала ее параллельно и уже под мотив продолжала читать дальше. Восприятие книги выравнивалось, даже атмосфера праздничная как будто бы просыпалась. Однако стоило мелодии закончиться, как все снова скатывалась к тараканам, выносящим высокопарным метафорам, непонятным мне от слова совсем, страдашкам и псевдопсихологизму.
Из последнего очень хочу отметить научения главного героя, когда Даня принялся рассказывать Алисе про сепарацию и про то, какой он взрослый и самостоятельный и что родители его в этом поддерживают. Мол, и отец Алису в конечном итоге поймет и примет. А то, что родители Дани, между прочим, не согласовав с ним поездку, купили на его долю билет в путешествие – это… ммм… не знаю что. Авторское допущение, не имеющее никакого отношения к основной мысли нравоучения. Как и «взрослый» поступок «самостоятельного» парня - переспать с девушкой, не воспользовавшись контрацепцией. Зато мыслительных городов подвезли:
«Губы Алисы немного подрагивали то ли от боли, то ли от наслаждения. Она закрыла глаза и поддалась ему. Их сознания растворялись в наслаждении. Коридоры мыслей, чертоги разума – теперь все складывалось в мыслительные города.»
В общем, хорошо, что взяла я эту историю не в Новогодье. Обожглась бы сильно, да попортила себе настроение. А сейчас - прочитала эту книгу, и ладно! Автора больше не возьму. Не мое. Лучше вернусь к современным любовным романам, которые не претендуют на литературную высокопарность, однако и не стесняются лишний раз упомянуть про средства предохранения или остановиться до момента, пока ими не обзаведутся. Романтика, конечно, романтикой, но ЗППП не дремлет!14131