Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Собор Парижской Богоматери

Виктор Гюго

  • Аватар пользователя
    Аноним7 февраля 2025 г.

    Несколько столетий тому назад исчез из числа живых человек, начертавший на стене это слово; в свою очередь, исчезло со стены собора и само слово; быть может, исчезнет скоро с лица земли и сам собор.

    «Собор Парижской Богоматери» — дочитан, осмыслен, понят.

    Наверное, эта книга будет той, которую я захочу перечитать. И, возможно, половина того, что я прочитаю, поразит меня так же сильно, как в первый раз. Думаю, это произведение можно долго анализировать, вдумываться в каждое слово, искать скрытые смыслы и читать между строк.

    Само произведение читается тяжело. Переизбыток деталей, исторических вставок, множество рассказов и байок, детально описаны не только быт и архитектура, но и настроения — всё это требует внимательного и вдумчивого подхода. Если читать внимательно, это займет время. К тому же я читала перевод Достоевского, что, думаю, ещё больше усложняло восприятие, но каждая строка, каждое слово того стоили.

    Любая современная книга — это как полумарафон. Гюго и его произведение — как греческие боги, бегущие к Олимпу. Это абсолютно иной уровень, гораздо выше. Можно спорить о самой истории, возмущаться несправедливостью и порочностью, но то, КАК это написано, вызывает только восхищение. И хотя такие истории не всегда мне по душе, я не могу не восхищаться, потому что это нечто возвышенное.

    Теперь о самой истории:

    Я слышала много раз о «Прекрасной Эсмеральде», смотрела мультфильм и знакома с фрагментами её истории, но прочитать её целиком — это ужасно. Какой ужас пережила эта красивая цыганка, и как ужасны некоторые мужчины в этой истории!

    В действительности, Эсмеральда — очень юная девочка, которая жила на парижских улицах, колесила с цыганским табором и зарабатывала на жизнь танцами на площади. Красивая, яркая и звонкая, она привлекала внимание множества мужчин, среди которых были: Клод Фролло, архидиакон Собора Парижской Богоматери, Квазимодо — его приёмный сын и уродливый горбун, а также капитан городской стражи Феб де Шатопер.

    Самым одержимым Эсмеральдой был архидиакон Фролло. Его знаменитая фраза «Так не достанься же ты никому!» стала символом его ненависти и желания контролировать её. Тщеславный, мерзкий и одержимый, Фролло влюбился в маленькую девочку и, боясь своей влюблённости, стал считать, что она его околдовала. Именно он стал источником множества бед для Эсмеральды. Он жаловался духовенству на неё, пытался похитить и затем подставить. Как паук, он плёл вокруг неё паутину, и когда она оказалась беззащитной, пытался сломить её дух, чтобы получить её по своей воле.

    Однако Эсмеральда не отвечала взаимностью никому, кроме капитана Феба. Он был красив, но холоден, использовал её и не интересовался её чувствами. Для него она была лишь забавой, моментом удовольствия, а не объектом настоящей любви. У него была невеста, богатая и статусная, а Эсмеральда для него была всего лишь развлечение на одну ночь.

    Но был ещё один — добрый, честный и по-настоящему влюблённый в Эсмеральду Квазимодо. Глухой, уродливый горбун, который жил в Соборе и бил в колокола, несмотря на своё уродство, имел огромное сердце, в котором жила любовь к Эсмеральде. Он не боялся осуждения людей, не боился власти и закона. Именно он спас её от казни, ночами спал на холодном полу рядом с её кельей, сражался, когда на собор напали, и, отомстив за её смерть, умер от горя в её склепе.

    Эсмеральда, в свою очередь, влюбилась в красивого Феба, пренебрегая чувствами Квазимодо. Она выбрала того, кто не был достоин её любви. Несчастная девочка, привыкшая к жизни среди уродства и бедности, наивно поверила, что счастье можно найти в красивом лице, даже если за этим лицом скрывается пустота.

    Клод Фролло, считавший Эсмеральду колдуньей, на самом деле был воплощением зла, ведь он нарушил все свои обеты и веру ради своей одержимости. Он заслужил свой трагический конец. А Квазимодо стал примером того, что нельзя судить людей по внешности, что настоящая любовь готова быть рядом, несмотря ни на что.

    Кроме основной истории, в книге также раскрывается много других аспектов, и, возможно, главным из них является сама история Собора Парижской Богоматери. После пожара в 2019 году собор стал ещё более символичным и привлек большим интересом. Я мечтаю увидеть его вживую, потому что Собор — это готическое чудо, уникальный памятник с множеством историй и тайн. Я уверена, что когда-нибудь я смогу его посетить. А пока я с удовольствием читала о его строительстве и реконструкциях. Думаю, в целом Гюго прекрасно передал историю Собора и в каком-то смысле стал его «первоисточником».

    Когда я читала про двор Чудес и парижские площади, я вспомнила свои 15 лет, когда я зачитывалась книгами Александра Дюма. Это особая ностальгия.

    Содержит спойлеры
    13
    331