Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Под стеклянным колпаком

Силвия Плат

  • Аватар пользователя
    silmarilion12896 февраля 2025 г.

    А дальше-то что?

    И вот я прочитал «Под стеклянным колпаком» Сильвии Плат... и остался с, мягко говоря, неоднозначными впечатлениями. Роман, с одной стороны, удивительно точно передаёт внутренний мир главной героини — её стремления, страхи, отчуждённость, с другой — оставляет ощущение замкнутого круга, в котором героиня оказывается без выхода.

    История Эстер Гринвуд — история про девушку, которая хочет большего (но и этого большего боится). Она талантлива, амбициозна, ей открываются перспективы. Однако по мере того, как роман развивается, становится понятно: дело не только в обществе, которое предлагает женщине узкий выбор ролей. Эстер сама ставит себе ограничения, держит себя в клетке, не давая себе быть свободной. Она стремится к самостоятельности, к жизни, наполненной смыслом, но при этом ощущает страх и пустоту перед этими возможностями.

    Плат мастерски раскрывает неоднородность своей героини (в описаниях чувствуется, что она, в первую очередь, поэтесса, а не романистка). Эстер умна и наблюдательна, но в то же время цинична, иногда даже жестока. Она не проявляет сочувствия к людям, которые могли бы стать ей близкими: будь то Дорин, которую она оставляет пьяную и беспомощную, или мать, которую отвергает (отчасти заслуженно). Она полу-осознанно делает выбор вести себя как сумасшедшая, словно проверяя границы допустимого. Её поступки — разбитые термометры, отказ принимать цветы в роддоме — кажутся актами внутреннего протеста против системы, но в то же время они показывают её неспособность найти своё место в мире.

    Сильным мотивом романа становится тема тела и контроля над ним. Сцены с доктором Гордоном, шоковая терапия, эпизод с гинекологом и кровотечением — всё это символизирует борьбу Эстер за власть над своим телом и жизнью. Секс для неё — не столько удовольствие, сколько способ доказать себе свободу, но и в этом она сталкивается с разочарованием.

    В романе есть много символизма. Список ключевых воспоминаний, который Эстер перечисляет в конце книги, создаёт некий ландшафт её внутреннего мира. Образы трупов в морге, смоковницы, разбитых термометров, серого черепа на фоне моря — всё это символы её кризиса, её страха перед выбором и невозможности жить сразу всеми жизнями, которые она могла бы пожить.

    И всё же для меня роман не даёт ответа на главный вопрос: а что дальше? Мы видим несправедливость общества, давление норм и ожиданий, но не видим выхода. Болезнь — это бегство или неизбежность? Обретает ли Эстер настоящую свободу или лишь временную передышку? В этом смысле роман оставляет читателя в том же состоянии, что и героиню: стеклянный колпак приподнят, но не исчез.

    Возможно, это и есть его главная сила романа, но меня конец разочаровал. Не дожала.

    9
    445