Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

The Elegance of the Hedgehog

Muriel Barbery

  • Аватар пользователя
    RadioPassive17 апреля 2015 г.

    Практически всю книгу меня не оставляло смутное раздражение, причем внятного определения тому, что именно меня не устраивает, я дать не могу. Возможно, я узнавала себя в обеих героинях, ведь я сама тот еще сноб и люблю выпячивать свой какой-никакой интеллект и критиковать вкусы и привычки окружающих по поводу и без. А тут открываешь книжку, видишь, как это умничанье выглядит со стороны (а выглядит не очень-то приятно), хочешь возмутиться с позиции "как можно такими быть, я-то не такая" и в последний момент понимаешь, что именно такая и есть.

    А может быть, мое раздражение было связано с тем, что мне не близка и не понятна позиция тотальной маскировки, которую избрала для себя Рене. Я понимаю желание жить так, чтобы "никто не трогал", отгородить свой внутренний мир от посторонних, особенно если вынужден находиться в обществе людей, которых презираешь, ненавидишь и одновременно завидуешь, потому что им на блюдечке дано то, чего всю жизнь не хватает тебе. И словоблудие, призванное смягчить и задвинуть на задний план это острое ощущение несправедливости, когда кажется: "Я, я, я достойна этого больше их всех вместе взятых, мне бы их возможности, уж я бы... а они, как коровы, жуют свою жвачку и ничего не понимают". И мрачное любование своими непризнанными талантами (действительными и мнимыми). Но чего я никак не могу принять - так это готовность дать им, ненавистным, то, чего они от тебя ждут. Одно дело прятать книжки и кино, "чтобы отвязались", и совсем другое - доходить до абсурд и варить противную пищу, которую сама не ешь, чтобы в подъезде разносился "подобающий" запах, носить "подобающие" тапки или намеренно вставлять просторечные словечки в реплику. Зачем все это? Это же никто из жителей дома не смог бы проанализировать, даже если бы и заметил!

    И вот тут я нашла третью причину своего недовольства. Похоже, за всей этой бравадой стоит глубинная убежденность Рене в том, что она и есть то, чем ее считают богатые: пожилая неустроенная женщина, без образования, без положения и без права восхищаться прекрасным или хотя бы просто получше одеться и спокойно говорить. Такой подход меня всегда раздражает, ну характер у меня такой, я считаю, бедность и плохие условия жизни нужно преодолевать по мере сил - или презреть, если ничего невозможно сделать, и искать радость в другом. Но Рене как будто ищет не радость, а подтверждение тому, что всё безнадежно и уныло... Как мне показалось, она боится не столько того, что разоблачат ее начитанность и богатый внутренний мир, сколько того, что оправдаются ее худшие страхи и в ней действительно не окажется ничего ценного и особенного, а всё, что она себе придумала, - просто пустышка.

    Вот поэтому мне больше всего в этой книге понравилась концовка. Обеим героиням несказанно повезло, что в их жизни появился Какуро и показал, что свою клетку можно и нужно открыть, чтобы получать истинное удовольствие от жизни. Да, это опасно, мир состоит не из одних добрых людей и приятных событий, но это единственный способ увидеть что-то, кроме себя самого и своих переживаний.

    Дальше спойлер!

    И то, что Рене ушла в лучший момент своей жизни, показалось мне прекрасным. Она нашла людей, к которым потянулась ее душа, оценила всех, кто был рядом с ней в жизни (Мануэла, Люсьен), она испытала катарсис и освободилась от гнета участи своей сестры, она провела три недели в обществе прекрасного человека, и на смену ее привычным страхам, сомнениям, самоедству и озлобленности пришла радужная надежда. В такой момент, как говорится, и умереть не жалко. И вот эта оптимистичная нота оправдала для меня всё, что раньше казалось чуждым и отталкивающим.
    Нейтральная оценка осталась только потому, что мне нечего сказать о Паломе (вроде бы образ-двойник Рене, но никакой глубины и обособленности я не нашла, те же мысли даже не другими словами), и потому, что одной концовкой книги всё-таки не делаются.

    5
    36