Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Девушка с татуировкой дракона

Стиг Ларссон

  • Аватар пользователя
    anna_apreleva3 февраля 2025 г.

    Государь Пустота и изразцовая печка

    Беллетристика затрагивает актуальные для своей эпохи темы.
    Беллетристика остаётся в своём времени.
    Беллетристика - "лёгкий" жанр, это книги о приключениях, любовных романах или детективных расследованиях.
    Беллетристика бывает разного качества - есть "Три мушкетёра" и "Граф Монте-Кристо", а есть тонны безымянных книжек о безымянных киллерах.
    ...
    Благородный Ван,
    я прослушала десять глав "Девушки с татуировкой дракона".
    Этот шведский детектив объёмен, чрезмерно детализирован и неспешен.
    Полунощная шведская литература глубока своей недосказанностью и вИдением чуть ли не потусторонних миров. Этим прекрасна Туве Янссон, этим прекрасен Торгни Линдгрен.
    "Девушка" оказалась чтением совсем иного рода, и я не знаю, стану ли я это чтение продолжать.
    ...
    Странно ли то, что - при всей своей наполненной деталями пустоте - "Девушка с татуировкой дракона" (и последующие романы о журналистах "Миллениума") стали так популярны?
    Нет. Они в чем-то идеальны для своего жанра.
    Всеведение автора полностью подчиняет себе.
    Автор расскажет, кто и что чувствует, думает. При чтении таких книг ты становишься полностью ведомым.
    ...
    Часто нет никакой конкретики - несмотря на тонны деталей, вроде:


    "Парень - на три года старше Лизбет Саландер - был ростом 189 см при весе 152 кг. Сама она была ростом 154 см и весила 42 кг, так что рядом с Чумой чувствовала себя карлицей".

    И это не пародия.
    На главного героя и вовсе зачитают досье - с датами, денежными суммами, оценками из школьного аттестата.
    И весь детектив также изобилует ненужными подробностями, как муравейник муравьями:


    "...он поднял палец...",
    "...посетив уборную, он передумал..." и пр.

    Вот если бы он не уборную посетил, а курилку, что бы изменилось? Как уборная повлияла на его решение? Цвет кафеля? Кусок мыла? Взгляд в зеркало - седина там была виднее при ярком свете?
    Вот если бы он не палец поднял, а глаза опустил, это было бы как-то иначе воспринято собеседниками?
    Но эти детали ни на что не влияют. Не соучастия в творении хочет автор, а просто покорного следования за написанным словом.
    ...
    Подробно и досконально расписаны списки покупок, одежда, мебель, планы улиц и селений - и разговоры приведены слово в слово, как стенография, но ничего существенного для понимания сути истории или персонажей это не несёт.
    ...
    Нужно ли описывать стоимость ипотеки, подробности сделанного своими руками ремонта, картины на стенах, чтобы дать понять, как трудно расставаться с любимым жильем, особенно когда ты уже не молод? - Не нужно. Иногда для этого одного слова хватит, а иногда и умолчания.
    ...
    При том, там где бы конкретика не помешала бы, её нет.
    После суда почему главному герою так тяжело видеть "ту, с четвёртого канала"? Романа между ними не было, а что же было, раз так тяжело её видеть? Это стыд? Понимание, что теперь между ними огромная социальная пропасть? Понимание, что сочувствия от неё не будет? Или что? - Нет ответа. Нам просто бросили нить, которая никуда не ведёт.
    ...
    Для графомании такая детализация слишком умна, для замысла - мол, "в этом мире известно всё, кроме того, кто на протяжении сорока лет присылает засушенные цветы" - слишком избыточно.
    Не получается контраста между миром, измеренным всеми линейками, и миром тёмным и насмешливым в своих тайнах.
    ...
    Страшен мир, где влюбленные так говорят.
    Страшен мир, где журналист-соперник непременно бездарен, а жена - непременно наивна.
    Страшен мир, где аристократка издаёт убыточный журнал, чтобы иметь "независимость".
    Страшен мир, где нити никуда не ведут.
    Страшен мир, где такое читают у изразцовых печек.
    ...
    Я заметила, что при всей любви к конкретике, автор редко пишет о цвете или о чем-то отличающем предмет из ряда прочих.
    Много отдашь за щербинку на стакане в подобном банальном аду.
    ...
    Хотя автор тяготеет к поиску чего-то выдающегося - как главная героиня, Лизбет Саландер, например. Броский макияж с черной помадой, черные же татуировки, эпатажные тряпки.
    Якобы уникальная внешность - впрочем, эта уникальность заурядная - малый рост, астеническая худоба.
    И замечание автора, что, мол, с такой фигурой карьеру модели ей было бы не сделать, противоречат прочим деталям.
    Ей было бы такую карьеру не сделать, скорее, из-за психической неуравновешенности, которая накладывает на человека явный отпечаток.
    Худой не значит красивый.
    Не такой, как все, не обязательно лучше прочих.
    Броский не значит оригинальный.
    Набитая деталями пустота не является подобием мирозданья.
    Но полутона публика плохо различает.
    ...
    "Девушка с татуировкой дракона" Стига Ларссона - добротный скандинавский детектив - со всеми особенностями, присущими этому жанру.
    Ценителям - эта книга непременно понравится.

    5
    254