Рецензия на книгу
The Vegetarian
Han Kang
Oksi-Moksi3 февраля 2025 г.Взялась за эту книгу из любопытства – стало интересно: за что сейчас дают Нобелевскую премию по литературе? Плюс то, что книга совсем невелика по объему, читается быстро, хороший литературный слог, хотя не знаю заслуга ли в этом автора или переводчика. Формулировка темы, достойной Нобелевки какая-то расплывчатая – «за поэтичную прозу, которая противостоит историческим травмам и хрупкости человеческой жизни».
ВОЗМОЖНЫ СПОЙЛЕРЫ!!
Сам сюжет состоит из трех частей. Героине книги, Ёнхе, снятся странные сны. Один из ее снов связан с сырым мясом, кровью. Ёнхе не может больше есть мяса и становится вегетарианкой. Дальше рассказ о происходящем с Ёнхе ведется от лица её мужа, затем от мужа ее сестры и самой сестры. И постепенно вырисовывается картина жизни Ёнхе. Думаю, что это очень типичная судьба типичной кореянки, которая живет в обществе во многом все еще патриархальном: удобном для мужчин и убийственном для женской души.
У Ёнхе деспотичный отец, он часто бьет свою младшую дочь в детстве. Надо понимать, конечно, корейские традиции, где правильным поведением для молодой жены является родить мужу сына. И никак не иначе! Если рождается девочка – то это повод униженно извиняться перед мужем и его родней. А уж если родилась и вторая дочь… то вообще хоть в петлю лезь. А Ёнхе как раз и есть та самая вторая дочь в семье – то есть, никому не нужный хлам. Потом рождается долгожданный сын.
Душа Ёнхе, раненная еще в родительском доме, попадает в несчастливый брак. Муж Ёнхе женится просто потому, что пора и потому, что невеста хотя и «не очень», второй сорт, но вкусно готовит и вообще она «удобная» в быту. Какие причины выйти замуж за нелюбимого человека у Ёнхе – не ясно, такое впечатление, что она живет как во сне.
Все меняется, когда у Ёнхе происходит нервный срыв и она перестает готовить и есть мясо. Муж Ёнхе созывает семейный совет, призывает родственников жены, чтобы они вразумили ее. Но это ни к чему не ведет. Ёнхе мало говорит, но делает только то, что считает правильным для себя. И в этой части она мне очень близка и понятна. Особенно ее нежеланием носить бюстгальтер. Во многом она напоминает дзенскую монахиню: бесстрастная, непоколебимая, подчиняющаяся только своему внутреннему ощущению правильного.
Однако родственники не оставляют Ёнхе в покое и в разгар семейной ссоры Ёнхе режет себя и попадает в психушку. Муж вскоре подает на развод, а за Ёнхе, после выписки из больницы, присматривает ее сестра и муж сестры. Хотя муж сестры (художник в сфере видео-арт) скорее присматривается к свояченице с определенными намерениями… и приглашает ее поучаствовать в своем проекте в качестве модели. И тут читателя ждет крутая, очень чувственная эротика. Ёнхе охотно отождествляет себя с цветущим лугом, однако все заканчивается печально: в один несчастливый день сестра настигает своего мужа и Ёнхе и делает скандал и вызывает «скорую» чтобы в психушку отправили уже двоих: мужа и сестру…
В третьей части рассказ ведется от лица сестры, Инхе. Она уже без мужа, одна растит сына и ведет свой бизнес (магазин) и навещает свою сестру в психиатрической клинике. Состояние Ёнхе ухудшилось. Ей уже поставили диагноз шизофрения. Ёнхе теперь отождествляет себя с деревом, она стоит на голове вверх ногами и отказывается принимать пищу, так как «деревья не едят»… Ёнхе истощена, ее кормят через зонд, но она и этому сопротивляется, смысла жить не находит... либо, как вариант - Ёнхе пытается перейти на праническое питание, чтобы не есть себе подобных - ведь она теперь отождествляет себя с растениями...
А Инхе в это время пересматривает свою жизнь, начиная от родительской семьи до своего неудачного брака и мыслей о самоубийстве.Это, в общем, и вся история. Автор показывает проблему, но не показывает позитивных вариантов решения этой проблемы.
Наверное, такая история свойственна именно японскому и корейскому обществу, где женщина – это обслуга, раздавленная грузом обязанностей и вины за все и всех. Для европейки подобной проблемы потребительского отношения в браке и вопроса бы не было что делать – пинком под зад неудачного мужа и всех дел! Но совсем другая психология у девушек в Корее, с учетом семейных и вообще исторических традиций.Я увидела основной темой книги потребительское отношение к женщине, вообще к другому человеку. И к животным, которых поедают бездумно – тоже. Возможно, есть и другие смыслы данного произведения, оно очевидно весьма концептуально, что обычно ценят жюри, присуждающие премии. В этой теме - патриархального общества в Корее нет ничего нового. Я бы с большим удовольствием почитала историю женщины, которая вышла из «заколдованного круга» победительницей. Но как попытка еще раз привлечь внимание к проблеме – может быть и неплохо.
22603