Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Полное собрание сказок и легенд в одном томе

Братья Гримм

  • Аватар пользователя
    Аноним3 февраля 2025 г.

    Сказка ложь, да в ней намек…

    Сказки братьев Гримм являются символом детства многих поколений людей в разных странах вот уже почти два века. Братья Якоб и Вильгельм Гримм были погодками и родились в 1785 и 1786 годах. Изначально получившие юридическое образование, впоследствии братья увлеклись собиранием немецкого фольклора. Это в конечном итоге и было оформлено в большой сборник сказок и легенд, дошедших до наших дней. Все мы хорошо знаем персонажей этих историй: Красная Шапочка, Рапунцель, Золотая рыбка, Белоснежка, Гензель и Гретель, Замарашка (Золушка), Фрау Труда и другие. На эти архетипичные сюжеты и персонажи опирались в своем творчестве не только братья Гримм. Александр Сергеевич Пушкин по-своему интерпретировал сказания и фольклор, создавая уникальные сказки в стихах. Задолго до Пушкина и Гриммов Шарль Перро публикует свои версии сказочных историй, где также есть и Золушка, и Красная Шапочка.

    Если читать неадаптированные переводы или оригиналы текстов, то оказывается, что сказки зачастую были очень жестоки. Там присутствуют и каннибализм, и ритуальные убийства и сожжения, и физические повреждения, насилие. Зло подчас наказывается в финале очень жестоко, и какая-нибудь злая мачеха вынуждена плясать в раскаленных железных туфлях до тех пор, пока не упадет замертво на землю. Или Гретель, заталкивающая злую ведьму в печь, чтобы спасти братца Гензеля. Ведьма мучительно сгорает, зато дети оказываются на свободе. В сюжете о Золушке ее сводные сестры, от зависти желающие влезть в тесные туфельки, подрубают себе пальцы и пятки ног. Таких жестоких сцен в сказках очень много. Сказки основаны на мифах и архетипах. Там всегда есть тема дороги и пути. Герой почти всегда уходит из дома в поисках счастья или богатства. Всегда есть темный лес, туман, костер, ведьмы или ведуньи, говорящие животные.

    Можно ли читать такие сказки детям? – вопрос, волнующий уже не одно поколение педагогов и психологов. Чтобы ответить на него, нам нужно понять, что корни устного народного творчества и сказаний уходят веками в историю. Во времена, когда костры инквизиции были обыденностью, типичной картиной европейского города. Эти «сказки» зачастую родом из Средневековья. Запрещать их читать – это все равно, что запрещать изучать историю. Человечество проходило и проходит разные этапы своего развития.

    Сказки могут очень гипертрофированно показывать ценности и антиценности, на которые опиралось общество в те или иные эпохи. Их нужно читать внимательно вместе с детьми, говорить с ними и проводить параллели из современности. Сейчас на экранах и в семи дети хватают гораздо более жестокие аспекты реальности, сейчас насилие становится нормой жизни, к сожалению.

    Сказки – это прекрасный инструмент, позволяющий порассуждать о человеческих качествах, о пороках и добродетелях, о справедливости и наказании, о Боге и дьяволе, о магии и реальности, о любви и ненависти, о преданности и чести, о мудрости и дружбе.

    Читайте и перечитывайте сказки! А я продолжу делиться с вами моими книжными обзорами!)

    ~Julietta Vizer
    PRO Книги #juliettavizerbooks
    3
    32