Рецензия на книгу
Преступление и наказание
Фёдор Достоевский
Аноним3 февраля 2025 г.Борьба за душу или Роман о невозможности сопротивления злу
На протяжении чтения всего романа, я пытался понять, является ли Раскольников жертвой обстоятельств?
Многие факты его смятения и перемены его решений говорят о том, что он был буд-то ведомым какой-то силой, толкающей его к греху, а он не особо ей сопротивляясь, поддался.
Мне кажется тут легко узнаваем сюжет борьбы за душу человека, Дьявол был в деталях и "случайных" встречах, а Бог был во снах (вспоминается сон о забитой лошади).
Это битва была выйграна Дьяволом в силу того, что Родион уже изначально был на его стороне и роман показывает стремительное падения героя в бездну и очерственние его совести до того, что даже признавшись в убийстве, он не видел в нем греха и не понимал, как и герой повести Камю "Посторонний", за что собственно его судят.Медленное, но уверенное падение в бездну в итоге привлекает героя к явно "падшим" героям и заставляет его неосознанно отгораживаться от позитивных героев. А воскрешение Лазаря показывает ему невозможность его собственного воскрешения, потому что он не просто осознано убил, а поддался Дьяволу, тогда когда у него было множество шансов пойти на сторону Бога. Тем более в романе приводяться его размышление на тему: что если бы я не убил. Он размышлял о том, что и без этого он мог бы содержать себя и жить пусть бедно, но по средствам. Но как он сам признался Соне: он убил "для себя", т.е. совершенно без причины, просто чтобы перешагнуть через моральный христианский барьер. А что за этим барьером, как не падение и духовная смерть.
Вывод: на мой взгляд роман абсолютно экзистенциальный: непонимание главного героя своего греха. И конечно вопрос: зачем существовать если ты незаметная вошь?
Роман протохристианский: борьба за душу человека и изначальная предрасположенность человека к злу и мысль о том, что сопротивляться можно только на раннем этапе, но если уже упал, то прощайся со всем светлым ( что, конечно, противоречит учению Христа о прощении и раскаянии).382