Рецензия на книгу
Имя розы
Умберто Эко
aartiushevskaia2 февраля 2025 г.Поиск истины, которой нет
Философский роман, исторический постмодерн-детектив, символизм
Когда читать: не подойдёт для транспорта, требует постоянного обращения к дополнительным источникам информации. Экранизирован.
Сюжет. Вильгельм и Адсон пребывают в аббатство, чтобы помочь в переговорах между посланниками папы и императора. Но вместо этого расследуют смерти нескольких монахов и погружаются в тайны местной библиотеки.
Герои. Вильгельм и Адсон - явная отсылка к Шерлоку и Ватсону. В Хорхе исследователи видят Борхеса, часть упомянутых лиц - реальные исторические личности. И очень много монахов, в некоторых я путалась.
Язык. Разнообразный темп, много аллюзий, богословчкие споры.
Мир. Аббатство на северо-западе Италии, 1327 год.
Эта книга не улучшила мои натянутые отношения с постмодерном, но и не ухудшила их. Я часто слышу, что Эко - это Браун для интеллектуалов, но для меня это очень разные стили, герои, атмосфера, уровень погружения и ощущения от чтения, которые пересекаются разве что символизмом и расследованием. Мне нравится, когда роман подталкивает к чтению чего-то помимо художественной литературы и расширяет горизонты, но все же многослойность текстов Эко мне не по зубам.
В этом романе все немного не то, чем кажется и сам роман со всеми его регалиями и культурной значимостью, звучит как ирония автора в отношении читателя. Здесь есть саморазрешающийся детектив, бытие средневекового монастыря, исторический роман с реальными действующим лицами, философско-богословский трактат. И это только те слои, которые составляют основу романа. И чего у Эко не отнять, так это ума и мастерства, чтобы охватить такой объем материала, при этом оставив интригу и крючки для читателя. Часть из них - это аллюзии к знакомым большинству мотивам.
Начнём с детектива как наиболее читаемого из представленных жанров. Здесь есть и странные смерти, и улики, которые были неверно трактованы, и свои Шерлок с Ватсоном. Параллели настолько очевидны, а способности Вильгельма настолько прозрачно поданы, что первым делом, когда ещё наши герои не попали на территорию аббатства, я уже думала, не играет ли со мной автор. Финал показал, что скорее да, чем нет и речь идёт, скорее, о псевдодетективе, чем о детективе.
Что меня по-настоящему поразило, так это описание жизни аббатства, особенно, наличие чертежей Хримины и детали устройства библиотеки. От такой организации пространства трудно отвести читательский взгляд, даже если не испытываешь любви к средневековью и архитектуре. Но опять же финал - уничтожение жемчужины и Адсон подбирающий обрывки некогда величайшей библиотеки. Локальный апокалипсис лишает человечество некоторых жизни и многих знаний. Огонь уничтожает и библиотеку, и место преступления, и преступников, и следы злолейства.
Историческая линия сюжета здорово встряхнула мне мозг, поскольку я встретила множество смутно и явно знакомых имен и пришлось прошерстить вики, чтобы вспомнить, кто же есть кто и какие события были подлинными, а какие выдуманными. Но наши герои все же вымышленные, события реального мира - это часть мистификации.
Богословие и философия в речах персонажей, как это обычно со мной случается, убаюкивали и, признаюсь, читала я эти места по диагонали. Мой мозг не способен читать такие тексты, я сразу выпадаю из сюжета. Собственно, это и испортило мне процесс чтения. Пока речь шла о расследовании, библиотеке, тайнах и вполне реальных событиях, я была включена в контекст, но любые диалоги Вильгельма с любым из монахов и все авторские отступления тут же затуманивали моё сознание, и я теряла нить. К тому же у романа довольно долгое вхождение в историю и такой объем вступления уже сам по себе не каждому придётся по вкусу. Но если это философский роман, то его финал так и не подвол меня к какой-то концепции. Наоборот, начало и середина куда больше нацелены на осмысление, чем концовка, а содержание той самой книги, ради которой все затевалось, немного разочаровало. Мне не хватило изящности.
Итак, четыре слоя сюжета и какой из них не выбери, все не совсем то, чем кажется в начале. А если вернуться к самому началу, то и воспоминания Адсона - сами по себе мистифкация, как и вторая книга "Поэтики" Аристотеля.
О чем для меня этот роман? О поиске истины, которой не существует, поскольку у каждого она своя. Истина становится лишь абстракцией, именем и целью, но ее наполнение целиком на совести искателя. Мне встречались мысли о том, что это роман о силе слова, но вот я перевернула последнюю страницу и ощутила роман несколько иначе.
Очень советую после романа прочитать комментарий Эко к нему. Это тот случай, когда пояснения автора дополнил мои впечатления об основном тексте. Особенно советую при смотреться к эпизод с "поспешностью". Это лучшая характеристика обстоятельства, что читатель видит в книге намного больше, чем в неё закладывает писатель. Думаю, тут речь идёт о непреднамеренности, идея, которые витают в воздухе, неосознанном следовании за определёнными идеями, но по большей части о том, что мы сами создаём для себя символы и возносим из до категории величия. Великим (если признать существование подобной категории) роман сделали его читатели. Вот такая ирония. Для произведения, в котором все не то, чем кажется в начале, как раз то, что нужно.
Полюбила ли я этот роман? Нет. Эта не та книга, которую я поставлю на полку для потомков, хотя размах действительно впечатляет. Но была ли я увлечена? Только в тех местах, где герои действительно действовали, как сыщики. Энергии текста в моем случае не хватило, чтобы я затаила дыхание в начале и выдохнула лишь к концу. Для меня это стандартная проблема всего постмодерна: я мечусь от "вау" к "скучновато". Для меня это, скорее, образец того, как меняется литературное искусство и как читатель способен усилить созданный писателем мир только лишь читая книгу. Все это в духе постмодерна с его переосмыслением, но кажется, в моей личной способности переосмысления есть некий потолок, который мне никак не удаётся пробить. Даже с культовым романом культового писателя.4222