Рецензия на книгу
Искусство слышать стук сердца
Ян-Филипп Зендкер
Аноним15 апреля 2015 г.Отношение, которое у меня сложилось к этой книге, пожалуй, с чистой совестью можно назвать двояким. С одной стороны да – приятный по большей части язык хотя порой и становился, имхо, несколько рваным, довольно-таки мой жанр, не лишенная интереса интрига. И сам процесс чтения был увлекательным и плавным, это бесспорно. Но с другой… с другой возникло у нас с этим романом также и много недопонимания. И началось оно с заглавия. Наверное, я не ожидала, что название книги следует воспринимать так…ммм… буквально. В голову при его виде приходили стандартные мысли об эдакой типичной для литературы метафоричности, представлялись герои, путь которых будет заключаться в том, чтобы научиться услышать, что говорит им сердце, и прислушиваться к его зову, даже когда разум твердит об обратном, или что-то в таком духе. Поэтому нечего и говорить о том, что итог меня, мягко говоря, удивил. И, по сути, именно этот итог быстренько все и подпортил, потому что я практически сразу поняла, что я сама и истины, являющиеся сердцем этой истории (и заодно явно преподносимые автором как его взгляд на жизнь), вращаемся на разных орбитах. Я не верю в существование того самого так называемого искусства слышать стук сердца в том виде, в каком оно показано здесь. Не верю в то, что «повидать мир неважно, потому что в каждой лачуге можно найти весь спектр человеческих эмоций.» Не верю в такие звездами предначертанные любови, такие мироощущения, таких людей, как Тин Вин и Мими, во всех этих планах я – скептик. Хорошо это или плохо, не знаю. Возможно, плохо. Но я никак не могу симпатизировать истории, которая стремится отринуть все материальное и на всем своем протяжении пытается втюхнуть в голову читателя какие-то эгоистично-розовотуманные философии и восторженно их воспевает.
Что касается структуры… Ну, не буду лукавить, немного странно воспринимался текст, слишком тезисно-прыгающе. Это к слову о рваности языка, наскакивающей временами и внезапно. Эдакое ощущение непоследовательности: то густо то бишь ярко и вкусно, то пусто. Также крайне сумбурная завязка, вот просто с места в карьер, что не дало времени настроить себя на прочтение и задать мысленный тон. В общем, отсутствует цельность. Далее: хватало и банальных, старых как мир ходов. Ибо к чему приведет первая и последняя ночь героев я поняла еще за полстраницы до ее начала) Как, к слову, и то, что она будет последней…) Перехват писем ну тоже закатывает глаза ну я вас умоляю. Видели мы это все уже, и не раз.
Герои. Герои теплоты также не вызвали. Вроде как по задумке автора очевидно, что к концу книги ты должен сидеть и хлюпать носом, а заодно желательно ушами и глазами, ан нет.
Во-первых, уважаемый товарищ Тин Вин, которому полагается сочувствовать, понимать его и жалеть. Да сволочь же конченная!!! Эгоист до мозга всех костей. Какой бы неотмирасегошный туман не витал в твоей башке, делая тебя в твоих глазах несчастным, всю жизнь проведшим в оковах брака с нелюбимой женщиной и сердцем и душою принадлежащим другой женщине и другому миру, твоя семья это твоя семья. Ты ее СОЗДАЛ. И твои дети – они ТВОИ ДЕТИ, которые тебя любят, не имея перед тобой никакой вины, и для которых ты – просто папа. «Что мы знаем о родителях, а они – о нас?» в принципе очень хорошая мысль, высказанная автором, на основе одной лишь нее можно трактаты писать. И верхушка айсберга здесь то, что для дочери/сына папа или мама всегда в первую очередь родители. Они не знали их ДО, они физически не могли этого сделать, и до определенного периода на своем жизненном пути просто и не должны. Но в любом случае как родитель ты всегда несешь перед детьми ответственность. Ты их главная уязвимость и одновременно сила, их корни, их загадка, их поддержка и ободряющая рука помощи. Но ты то есть вышеупомянутый Тин Вин бросаешь их без последнего прощай, без попытки объясниться, поделиться тем, что на душе, напомнить или точнее открыть глаза на тот факт что существуешь и вне понятия родитель. Ты просто трусливо исчезаешь и заставляешь их – свою плоть и кровь – годами мучиться неизвестностью, гадая, похоронить им тебя или нет, где ты, что ты, страдал ли, или, может, страдаешь до сих пор, увидят ли они тебя еще… То есть обрекаешь свою же семью – которую ни капли и не ценил, потому что они не девица, любимая тобой полвека назад – на ад, в котором на минуточку жил сам, то есть не понаслышке знаешь, что это такое. И при этом тебе абсолютно плевать. Ну и как относиться к подобному человеку? Вот эти вот черты - это одни из тех самых неприемлемых для меня истин. Потому что я считаю, что любовь двух подростков, какой бы по силе она не была и как бы несправедливо не закончилась – не может остаться красной нитью в сердце на протяжении пятидесяти лет после, не давая места новым искренним чувствам, новым желаниям, новым целям и радостям. Я не верю в восемнадцатилетнего юношу, который, лишившись любимой, умер душой навсегда. Который не может назвать жизнью то время, в которое ему было с двадцати до семидесяти. Извините, но это уж болезнь. Как и все претензии на уникальность и великое видение мира. А уж когда этот умник слонялся по улицам, страдая, что к нему вернулось зрение, хотелось злобно сощурить свои очи по минус пять каждое, захлопнуть книжку и ею же его исколотить.
Во-вторых, Мими. Ну она раздражала не столь сильно, даже вызывала немного теплоты. Но все равно чересчур, как принято говорить в писательских кругах, Мэри Сью. А по поводу их с ее благоверным могу сказать одно: слишком упивались своей неординарностью. Это как раз тот случай, когда не мир должен был стремиться понимать их, а они пытаться лучше понять этот мир и приблизиться к нему; адаптироваться не только телом, но и душой, потому что в конце концов, им в нем жить, а жизнь дана именно для того, чтобы ее ПРОЖИТЬ, постигнув все, в том числе и прозаичные ее прелести, а не витать в туманах.
И, наконец, Джулия. Как-то так вышло, что персонаж слишком схематичный и скомканный. Ощущение, что она стала торопливой ниткой, используемой автором, чтобы как-то сшить части истории воедино и задать ей точку опоры. Не получалось с этой героиней сродниться, казалось, что смотришь на нее со стороны, поэтому и прочувствовать текст в полной мере не получалось, несмотря на то что главы с Джулией идут ее лица. Ну да сейчас на полке передо мной лежит продолжение, закрученное уже вокруг нее, так что будем надеяться, что на сей раз все окажется не столь плачевно…)530