Рецензия на книгу
Имя розы
Умберто Эко
Xartym1 февраля 2025 г.Роман Эко «Имя розы» одновременно увлекает и просвещает. Писатель погружает читателя в атмосферу позднего Средневековья, воссоздавая его с почти археологической точностью. Монастырь XIV века становится не просто декорацией, а живым организмом. Он постоянно движется, живет в своем ритме, наполнен тайнами, заговорами, а также тысячами историй. Буквально каждый монах, с кем герои вступают в диалог по-своему понимает религию и ее догматы.
Это была моя вторая попытка прочитать данное произведение. Первая была в универе и, честно сказать, я с трудом продирался через длинные диалоги и еще более длинные монологи, через описания фресок и попыток логически распутать запутанные преступления. Иногда я просто пропускал целые абзацы текста, считая их неважными для сюжета. И как же я ошибался. В итоге великий философский роман «Имя розы» превратился для меня в исторический детектив.
Спустя 14 лет в рамках Книжного клуба я вернулся к роману. И лавный вывод, который я делаю уже не в первый раз – до определенных книг нужно дорасти.
В своем романе особое внимание Эко уделяет историческому контексту. На этом фоне даже основной сюжет будто отходит на второй план. Мы больше вникаем во внутриполитические конфликты католической религии, историю религиозных течений, развитие науки. При этом чаще всего автор передает это не через описания, а через диалоги.
Отдельно отмечу стилистику текста. Умберто Эко не просто рассказывает историю, а имитирует средневековые хроники, насыщает текст аллюзиями на труды Аристотеля, Фомы Аквинского. В итоге детектив превращается в философский роман. (На всякий случай – возможно я приписываю Эко заслуги переводчика).То же самое можно сказать о персонажах. Они здесь не просто фигуры, а воплощение идей своего времени. Вильгельм, францисканец-рационалист с логикой Холмса, это явная метафора на конфликт разума и веры. Он ученый и при этом старается совместить веру в бога с наукой. Поэтому его доводы и рассуждения покажутся современным читателям наиболее разумными.
Его юный спутник Адсон, который чем-то напоминает Ватсона (именно он ведет записки о расследовании и является условным автором романа), готов не только впитывать все знания, но и смотрит на них свежим, незамутненным взглядом. Поэтому любые рассуждения у него вызывают обычно больше вопросов, чем молчаливого согласия.
И такие же характеристики можно сказать буквально обо всех значимых персонажах. Поэтому не удивляйтесь, что отдельные философские диспуты могут занимать по 3-4 страницы и даже больше. Примечательно, что сам автор при этом практически не становится на чью-либо сторону, остается объективным и просто показывает реальность. А читатель сам решает – соглашаться с тем, о чем говорят монахи, или нет.
Иногда в процессе чтения я сам терялся в логике рассуждений или буквально забывал, о чем идет речь в чрезвычайно длинном монологе, в котором описывались догматы одного из еретических ответвлений церкви.
«Имя розы» — книга, где исторический контекст важнее основной сюжетной линии, а персонажи являются больше идеями, чем воплощениями индивидуальности. Но именно это делает роман настоящим произведением. Он не просто рассказывает о прошлом, а заставляет погрузиться в это время.
6385