Рецензия на книгу
Дзен и искусство ухода за мотоциклом
Роберт Пирсиг
slaapliedje14 апреля 2015 г.Эссе на тему как я сначала ничё не понял а потом всё ок стало
Как и у большинства читателей, у меня тоже двойственное отношение к этой книге. Прежде всего, я сразу же разглядел образ отца, который больше всего терпеть не могу. Какое-то невыносимое равнодушие, невозможность отождествить себя с ребенком (хотя бы попытаться думать как он), да и в общем-то никакой минимальной заинтересованности. А что может быть важнее для маленького ума, чем почувствовать себя равным с взрослым, не ощущать этого давления, а быть кое-как другом? Молчаливый и задумчивый папаша, который даже в конце книги не убивает себя, - какое множество таких унылых образов обитает в литературе…
— Пап?
— Что? — С дерева перед нами взлетает маленькая птичка.
— Кем мне надо быть, когда вырасту?
Птичка скрывается за дальним кряжем. Я не знаю, что ответить.
— Порядочным, — наконец отвечаю я.
— Я имею в виду, кем работать.
— Кем угодно.
— Почему ты сердишься, когда я спрашиваю об этом?
— Я не сержусь… просто думаю… ну, не знаю… Сейчас я слишком устал, чтобы думать… Да неважно, кем ты будешь.Неважно. Господи, как я был зол, прочитав это «неважно». Вот начитаются люди всяких по типу Д. Т. Судзуки и Лао Цзы, а потом ходят по улице и говорят «неважно какая книжка», «неважно какая работа», «неважно все пустое главное это порядок внутри тебя вот смотри это порядок а это неважно неважно неважно невано». Но книжка, конечно же, по большей части не об этом, а также по большей части не об отцах и детях. Вне всякого сомнения, здесь присутствует некая маркетинговая уловка, ведь у 9 из 10 название подразумевает что-то «расслабляющее» (по крайней мере авторы, пишущие подобные книги-путешествия, подразумевают умиротворение, а здесь еще и слово «дзен» – в общем, я даже услышал до чтения от своего товарища подобную формулировку: «о, ты едешь в путешествие, возьми тогда с собой книгу Пирсига»). Книга, конечно же, ничего общего с релаксацией в путешествии не имеет, не ведитесь на слово дзен и советы друзей, которые книгу не дочитали (я сначала ее тоже не дочитал). Во время путешествия она раздражает и выводит из себя, причем лично меня возмущали не только снобистские, высосанные из пальца заклинания-размышления о технике, Пуанкаре, Лобачевском, философия качества, поэзии, Платон, шатокуа и так далее, которые создают впечатление вовсе не освобождения, а скорее закрепощения, но и окончательно меня вывело из себя то, что о нем написали: «Пирсиг ведет одинокий и затворнический образ жизни, подобно писателю Д. Сэлинджеру». Когда речь идет о затворничестве и при этом вспоминают Сэлинджера - я выхожу из себя, начинаю разрывать на мелкие куски все попавшиеся мне под руку книжки, а иногда даже свои сочинения, потому как мне больше всего хочется, чтобы люди перестали запихивать слово Сэлинджер во все биографии разных писателей.
Ничего хорошего послевкусие от книги не сулило. Но все же спустя год я дочитал эту книгу и как это обычно бывает в таких ситуациях «очаровался не на шутку». Нервное путешествие, неровный ход времени, невозможность докопаться до истины, пленительная дуалистичность мира так мило раздражающая самого Пирсига, вследствие чего, как бы окаменевший и распухший изнутри от бесконечных размышлений, он впутывается в легко объяснимое бессознательное равнодушие к сыну… Да, в общем-то, можно все объяснить и понять, главное оставить выводы на потом. Осознал только когда дочитал, что я придирался к каждой букве лишь потому, что слишком много ожидал от книги, какого-то прозрения или что-то вроде этого, а это та книжная ловушка, которую иногда сложно избежать. И я – бейте меня, я повелся на это все – согласен с Пирсигом касательно его философии качества, касательно того, что нужно оставить в детстве с мультиками мечтательные легко покоряющие человека желания, предвкушения лучшего момента и т.д., а работать кем угодно – редактором технических брошюр или автомехаником, уборщиком или водопроводчиком, главное качественно наблюдать и замечать.
20888