Рецензия на книгу
Крысиный король
Чайна Мьевилль
Deuteronomium31 января 2025 г.Окунемся в мир «Крысиного короля» Чайны Мьевиля. Мьевиль — мастер «новой странной фантастики», замешивающий в своих текстах городское фэнтези, ужасы и политическую сатиру. Этот роман, если верить многочисленным отзывам, похож на «Никогде» Геймана (спойлер, нет) только напоминает недосоленное, на мой скромный вкус, блюдо. Конечно, можно все сбросить на то, что это дебют автора — и будем правы, поскольку остальные книги авторы весьма неплохие, особенно, сборник рассказов «Три момента взрыва». Книга поднимает пласт проблем современной культуры, оставляет читателя не просто с ответами, но и задаёт ещё больше вопросов.
Роман вертится вокруг простого музыканта Савла Гаррета, который нелепым образом становится пешкой в древней, незримой войне. Не по своей воле он втягивается в сражение между крысами — точнее, разумными, магически усиленными грызунами, — и странным миром Лондона, в котором люди тоже ведут странную войну с чем-то потусторонним. Это городской хоррор, скрещенный с фэнтези, сплетенная на городском мифе и социальной сатире. Тут тебе и жуткие мутанты, и уличная преступность, и зловещие аристократические заговоры, а конфликт между людьми и крысами — не просто противостояние видов, а противоборство разных форм цивилизации, так и выбивая читателя из колеи. В книге царит безумие, по-другому просто не сказать.
Еще в начале книге все идет интересно, мне очень нравилось как развевалось повествование, но потом я столкнулся с проблемой представления главного героя и самого крысиного короля. Постоянно воняющий человек, имеющий способность превращаться в грызуна и лазать по стенам — may be, но как же это странно, в голове не укладывается, в итоге я представлял себе мастера Сплинтера из черепашек-ниндзя. В середине книги — Дебора, автор добавляет этого непонятного человека в сюжет настолько искусственно и так растягивает повествование с Деборой, что ее убийство было единственным, что спасет ситуацию — и что вы думаете произошло?.. Ну и добивающим фактором была аллюзия на гамельнского крысолова, у которого дебильная мания уничтожать всех, кто якобы «не танцует под его дудку». Да что это вообще за объяснение мотивации главного злодея?!
Теперь рассмотрим книгу с философской точки зрения.
Книга поднимает важный вопрос: насколько мы понимаем мир вокруг нас? Видим ли мы то, что у нас буквально под носом? Через призму крысиного противостояния Мьевиль критикует самодовольную ограниченность человеческого взгляда. Люди настолько поглощены своими проблемами, что не видят или, что еще хуже, не хотят видеть и признавать существование иных реальностей. Савл, посредством череды кошмаров, с изумлением обнаруживает, что его привычный мир — всего лишь малая часть какой-то гораздо более пугающей картины. В этом плане сюжет напоминает вышеупомянутую «никогда и нигде». В своем «малом мире» Савл даже не подозревает об этом, пока, «крыса» как раз таки в буквальном смысле, не начинает кусаться.
«Крысиный король» — отсылка к мифическому существу. Это скопление крыс со сросшимися хвостами — символ грязной, сплетенной воедино и жуткой действительности. Мьевиль, очевидно, выводит этот отвратительный символ на авансцену. Это не просто о крысах как таковых, а о сцепленности людей, власти, грязи и уходящих в тень тайнах. Такова природа Лондона в его представлении — скопление «гнилого», скрытого под глянцем цивилизации. Приятными были и другие аллюзии: Ананси (привет читателям «Американских богов») — западноафриканский бог, а также Лоплоп (alter ego художника дада-сюрреализма Макса Эрнста) — птицеподобный персонаж.
«Король» наполнен густой атмосферой городского ужаса, ощущения мрачной сказки, которую, тем не менее, автор не торопится рассказать до конца, буквально и не расскажет. Это достигается благодаря плотному описанию лондонских переулков, темных закутков и кишащих крысами подворотен. Тут прослеживается на удивление натуралистичность образов в описании. Мьевиль создает ощущение липкого, пронизанного пороком и насилием мира. Мира, где древние боги и традиции вплетены в современную реальность, где «неприкасаемая элита» ведёт свою игру с правилами, понятными лишь им. Текст пронизан политическим подтекстом, который добавляет ещё один, совершенно «живой» слой ко всему произведению, перекликаясь с социальными проблемами и политической борьбой (долой правительство, устраиваем революцию, которую, хо-хо, устроил Чайна Мьевиль в финале книги). Однако все эти политические отсылки вплетены некрасиво, показалось, что автор только закидывает идею словно удочку, но рыба-то не клюет, потому как крючок без наживки — в нашем случае — без продолжения. С одной стороны интересно читать завуалированную правду, с другой стороны я не гонюсь за этой «завуалированной правдой» именно в этой книге и словосочетание «странная фантастики» совершенно не означает, что все можно опускать и заканчивать свое дело.
Безусловно книга временами утомляет своими сложными никуда не ведущими хитросплетениями сюжета. Персонажи, кажется, развиваются скачка́ми. Однако за мир, атмосферу и идею автора все же поблагодарю, они прописаны настолько отчётливо, что почти прощают ей множество недочётов. Мьевиль — экспериментатор, и не всегда эти эксперименты срабатывают, но наблюдать за его исканиями как минимум увлекательно.
14122