Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Собрание сочинений в десяти томах. Том 9. Человек, который смеётся

Виктор Гюго

  • Аватар пользователя
    Аноним31 января 2025 г.

    Третий знаменитый роман автора прочитан, и он оказался самым слабым на фоне остальных. Переборщил Гюго с графоманией и рассказом о чем угодно, кроме сюжета, ради растягивания хронометража. Потому что событий и героев здесь очень мало. Гуинплен, будучи центральной фигурой истории, появляется лишь на 130 странице, а после мелькает с периодичностью, хоть история и про него. Конечно все, что рассказывает автор, так или иначе пригождается, но все еще остаётся вопрос - зачем надо было 30 страниц расписывать какие мантии, кареты, слуги, шапки, эмблемы на гербах должны быть у пэров, или потом 20 страниц перечислять каких-то левых людей в Палате лордов, или сравнивать эпоху романа и время, в которое жил сам автор? Да, я понимаю, что тогда платили за каждую написанную строчку, и чем больше объем книги, тем больше гонорар, но здесь прям перебор. Сплошные статьи из "Википедии" вместо полноценного романа

    История рассказывает о молодом фигляре Гуинплене, которого изуродовали в детстве, оставив на лице непоправимые следы. Он, вместе с приёмным отцом, своей возлюбленной и фургончиком для бродячих артистов путешествует по Англии, показывает представления, зарабатывая на своём облике. И такой быт героя устраивает, он даже рад своей внешности, ведь она приносит деньги, давая кров и еду родным людям, а потом всплывает история происхождения и уродства Гуинплена, меняющая все

    Никто никогда не ждет от Гюго хеппи энда, но так перегнуть палку - надо постараться. Я не знала о чем история, кроме того, как выглядит главный герой, и потом, в процессе чтения, думала, что Гуинплен знатно падет в моих глазах, променяв родных на блеск богатства; что светлая любовь Дэи будет забыта из-за вожделения к графине, захотевшей "экзотики". Но не угадала, ведь то, в чем пытается упрекнуть героя автор, по сути не произошло, и не было измены, или желания бросить родных. Герой просто хотел воспользоваться той ситуацией, в которой он оказался, и принять своё происхождение. Да, он поддался соблазну, а кто ему не поддался бы, если б в мгновение ока человек вышел бы из грязи в князи? Кто отказался бы от безбедной жизни, если б вернули то, что принадлежит тебе по праву рождения, и что отняли другие? Я не верю, что даже если б Гуинплен не разочаровался в системе, то он не вернулся бы за отцом и возлюбленной. Он пытался закрепиться, чтобы не потерять того, что ему дали в мгновение ока. Простите, но герой отсутствовал от силы недели две, он понятие не имел, что Дэя с Урсусом считаю его мёртвыми, он не мог к ним прийти в тех обстоятельствах, но отправил "весточку" от себя, но будучи наивным, не понимал, что ничего не дойдет, а потом, вернувшись, случилось то, что случилось. Просто не из тучи гром грянул, создав страдания, ради страданий. Понимаю, что для героя не было обратного пути, да его и не оставили бы в покое после признания, но почему так грустно то все? Мне безумно было жалко всех, а особенно Урсуса, который приютил двух детей, вырастил и любил их, и потерял в один момент... Но не один из них не мог без другого: Гуинплен был светом Дэи, Дэя же была его жизнью

    Трепетные отношения Дэи и Гуинплена вызывали теплые и хорошие эмоции, герои умиляли своей трогательностью и искренностью, ведь они были счастливы в своём мире. Но была мысль автора, которая не понравилась - что не будь Дэя слепа, она никогда не полюбила бы Гуинплена, а не будь Гуинплен уродлив, то он никогда не полюбил бы калеку... Я конечно все понимаю, но они же не столкнулись на дороге, а росли друг с другом. У героев мир был ограничен ими и членами фургона, так неужели они не смогли бы полюбить друг друга, если б кто-то из них не имел бы "недуга"? Вообще многое в авторских словах вызывало двоякое ощущение

    Но дикостью стал монолог Джозианы... Максимально неадекватная девушка. Вообще не понимала, как Гуинплен продолжает слушать её тираду? Хотя понятно, что не ушами, а глазами и другим местом вникал в ситуацию. Герцогиня унижала его, видя в нём не человека, а монстра, которого она хочет взять себе в любовники, чтобы все обзавидовались какого урода она выбрала, чтобы все видели, как её один лишь его вид порочит. Короче, мазохистка с поехавшей кукухой. И знаете, ни одно событие, ни один диалог не вызвали отвращения, в отличие от речи Джозианы. Фу, хотелось после этого в душ

    Финальный поворотный момент, разрушивший иллюзии героя оставил в лёгком недоумении. Расстроило как топорно преподнесли мысль, что преступление таким не является, если есть деньги и власть; что жертва смешна при знатному преступнике; что богатым плевать на простых людей. Просто до этого не сказано, что данные идеи волнуют героя, они просто возникли из воздуха, и он во всем разочаровался, решив вернуться к былому. А читатель сиди и думай как мы к этому пришли. На мой вкус, логичнее было подвести героя к тому, что из-за титула и денег его приняли, но все вокруг лицемеры, в отличие от тех людей, которые любили его без гроша в кармане. Вот что автор должен был пронести от начала и конца, герой должен был сам оборвать все связи, а осознать потерю, и понять, что назад пути нет. А в итоге получается, что автор просто свалил кучу тем в одну кучу и не особо парился что за чем должно идти, но зато читателям важно знать о течениях и ветрах на море, об искусстве допроса в пыточных камерах, о "бальзамировании" повешенных...

    Но знаете, как бы я не бурчала, но книга шла легко и хорошо - парадокс. В итоге я получила удовольствие от истории, хоть и вижу её неприкрытые недостатки. Опять же, я очень хотела прочитать эту книгу и вернуться к автору, спустя одиннадцать лет. И от себя хочется добавить для тех, кто не знаком с Гюго, что "Человек, который смеется" - не самая удачная история для начала в творчестве автора

    3
    207