Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

The Hobbit or There and Back Again

J. R. R. Tolkien

  • Аватар пользователя
    Аноним30 января 2025 г.

    Разве счастье не в том, чтобы быть в ладах с собой?

    В 2014 году вышел всем известный финал одной из самых популярных трилогий кинокартин — «Хоббит: битва пяти воинств». Помню, как эту часть смотрела с родителями сначала в кинотеатре, а потом уже по телевизору. С возрастом интерес к франшизе не пропал, а наоборот вырос — так я открыла для себя книги. Но каждый раз либо не было времени, либо вектор был направлен на иное. Недавно мне захотелось прочитать что-то в стиле темного фентези: про средневековье, рыцарей, эльфов, гномов, магических существ, сражения и многое другое. Так мне и вспомнилась вселенная «Властелина колец». И вот, спустя 9 лет, я решила начать с самого первого произведения, которое является началом всего путешествия — «Хоббит, путешествие туда и обратно». Конечно, у меня уже было искаженное восприятие этой вселенной после фильмов и ощущение, что размеры книги будут внушительными. На деле же — в моем издании было около 300 страниц. Однако на этом этапе книга не переставала меня удивлять.

    Про стиль письма я предпочитаю писать в конце рецензии, так как обычно он воспринимается дополнительным фактором в оценке и не особо выделяется. Но не в этой книге. Признаюсь, взяв в руки роман, появились мысли, что сейчас увижу титановый слог, как у Дж. Мартина или Фрэнка Герберта и чтение затянется надолго. Какая это была ошибка! С первой страницы стало ясно, что книга написана в жанре сказки. Тут стоит отметить: если понравилось мне — не факт, что понравится кому-то еще. Такой жанр, думаю, не для всех - несмотря на легкость, есть риск, что он может показаться чересчур глупым и даже затянутым: в повествовании множество моментов с описанием, которые не просто рассказывают читателю о событиях, а именно разжевывают ему их. Может сложиться ощущение некоего навязывания и растягивания информации, которая очевидна. Но не стоит забывать: основная аудитория «Хоббита» изначально была — дети, поэтому тут уже ничего не поделать, но если абстрагироваться от реальности и расслабиться, то это не будет большим препятствием.

    Теперь можно перейти и к сюжету. Я не вижу смысла расписывать о чем он, так как он всем ясен, и постараюсь сделать акцент на его разборе и поисках как плюсов, так и минусов. Сами задумка и построение идут плавно и поэтапно. Герои, встретившись и всё обсудив, пошли в поход, сразились в финале с главными врагами и разошлись. Это не сбивает читателя с главной линии и помогает удержать интерес к приключению. Для продуманности внутренней составляющей автор рассказывает вкратце о городах, в которых побывали путники, об особенностях быта расс, которые встречались в сюжете, о местных легендах, песнях и стихах и многое другое. Однако мне этого не хватило. Например, в одной из глав особое внимание уделили варгам, а после великим орлам, но про основных врагов гномов — орков — ничего не было особо сказано: только, что Азог убил отца Торина, и последний хочет отомстить его сыну Больгу — в остальном конфликт непонятен. Такой же пробел и с лесными эльфами. Также не были показаны приключения от лица самих гномов, что делает повествование рамочным и будто бы незаконченным. Например, когда Торина с компанией схватили гоблины, писатель представил лишь сцену нахождения кольца хоббитом и его общение с Голлумом; или когда началась битва в финале было только показано, как Бильбо потерял сознание вследствие удара, отключился, а после проснулся, узнал, чем всё закончилось и поехал обратно — не было в целом показано сражения тех самых «пяти воинств». Также странным показался эпизод с кольцом, в котором Бильбо показал его гномам, а те лишь удивились находке и ничего более — хотя казалось бы: все гномы живут довольно давно, разбираются в драгоценностях и явно должны были узнать это кольцо. Может в последующих рассказах и книгах эти пробелы восполняются, однако я основываю свое мнение на том, что прочитала. Конечно, во всём этом мог быть смысл, если бы повествование велось от лица самого хоббита, однако в произведение присутствует рассказчик, в связи с чем возникает множество вопросов.

    Отдельно хочу выделить образы героев. Безусловно, они яркие. Автор не раз делает акцент на особенностях персонажей, их внешности и внутренних качествах. Например, в главном герое Толкин всегда выделяет низкий рост, ноги и навыки бесшумного передвижения; в Торине две полярности характера: смелость, лидерство и упорство — которые противостоят нетерпению, жадности, алчности и гордыне. На самом деле, я удивилась образу гномов после фильмов (как уже писала — без искаженного восприятия уже не обойтись), конечно, было ожидание увидеть их такими же либо в виде низких тучных сварливых людей, как их представляют во многих других произведениях, однако у каждого из них оказалось борода ярких цветов, а также своя отличительная цветная накидка — что делает их запоминающимися и необычными. Однако мне не хватило их раскрытия. Если про Бильбо в начале было немного сказано (про его родство с Туками и тягу к приключениям), а позже показывали его мысли и чувства, то с гномами дела обстоят, на самом деле, плохо. Хотелось бы больше увидеть их взаимодействий и общения друг с другом, узнать истории каждого. Без внимания не остался и образ Гэндальфа — в книге его представили тем самым дедушкой-волшебником, который бывает в сказках: с посохом, на который он опирается, остроконечной шляпой и бородой ниже пояса.

    Несмотря на спорное начало, эта книга выигрывает в своем посыле. И это важно. Всё, что написано выше — не сколько минус, сколько недостаток жанра, так как это изначально была сказка для детей, и лишь после создания фильмов, возникло мнение, что это какое-нибудь тяжелое драматическое произведение (по крайней мере у меня так). Однако это не помешало вложить в книгу множество смыслов. Каждый, читая ее, найдет для себя ответы на жизненные вопросы, помощь в выборе решений. Книга поднимает вопросы дружбы, отваги, преодоления своих страхов, умению идти вперед, не сдаваться и многое-многое другое. Для себя я выделила две, которые особенно понравились:

    1. Проблема осознания человеком, который не смотря на отважность и проделанные заслуги, все равно останется маленьким в этом огромном мире.


    « — Конечно! — ответил Гэндальф. — Почему бы им не сбыться? Ты, надеюсь, не утратил веры в пророчества оттого, что сам помогал их осуществлять? Не думаешь же ты всерьез, что всякий раз ты выходил сухим из воды просто так, благодаря твоей счастливой звезде? Право же, все складывалось так удачно не только ради твоего спасения. Спору нет, мистер Бэггинс, личность вы превосходная, и я вас очень люблю, — тут он добродушно улыбнулся маленькому хоббиту, — но не забывайте, пожалуйста, что мир огромен, а вы персона не столь уж крупная!»

    Эти слова Гэндальфа очень интересно выстроены, показывая в начале, что человек, несмотря на нашу предрешенность судьбы, помогает осуществить загаданные планы, словно делая его инструментом в собственных руках, так как только он сам, своими силами может что-либо изменить, таким образом, выделяя его; но в конце, после поднятия духа, резко напоминает, что несмотря на сделанное, человек всё равно остается таким же маленьким, как и другие, и в контексте целого мира, будучи оторванным от остальных — он всегда будет маленьким, по сравнению с огромной вселенной.

    2. Счастье — то, что достается трудным путем, достижение которого помогает быть в ладах с самим собой.


    «Он пристрастился писать стихи и ходить в гости к эльфам. Многие соседи покачивали голо-вами, вертели пальцами у лба и говорили: "Бедняга Бэггинс! ". Мало кто верил рассказам о его приключениях. Но Бильбо, несмотря ни на что, чувствовал себя счастливым до конца жизни, а жизнь его была на редкость долгой.»

    Для многих фраза покажется довольно банальной. Но если обсуждать в контексте всего произведения, то она уже начинает играть более яркими красками. Бильбо с детства интересовался приключениями, однако с возрастом это прошло, так как среди хоббитов такое воспринималось сумасшествием. Из-за чего главный герой потерял себя. Впоследствие даже самая первая встреча с гномами — помогает ему расцвести внутренне и сделать то, что хотел именно он, а не чего ожидали от него другие. Конечно, в пути ему было трудно, он не раз мечтал вернуться домой и жалел о походе, но продолжал идти, преодолевая трудности. Каждый из нас проявляет слабости в своих решениях, но основное — не сдаваться и доводить желаемое до конца, ведь достигнув цели — человек становиться счастливым. Так и здесь: вернувшись — жизнь Бильбо заиграла новыми красками, он начал жить как хотелось именно ему, перестав обращать внимание на установки и предрассудки. И пока одни считают его сумасшедшим — другие находят его героем, другом и самым удачливым и находчивым хоббитом.

    Как итог, я бы точно советовала читать это произведение детям; взрослым — тем, кто готов именно к сказке. Данная книга — тот случай, когда ее смело можно включать в список «Обязательно к прочтению до 12 лет». Фильмы, бесспорно, могут повлиять на восприятие, но тут уже у каждого свой случай. Однако если вы хотите скоротать вечер или выходные за каким-нибудь чтением с приключениями, где добро побеждает зло, то смело берите. Как огромный плюс: «Хоббита» можно рассматривать как источник философских размышлений: автор не углубляется в проблемы и их рассуждение, а лишь даёт на поверхности, предлагая отталкиваться от сюжета, который не оставит вас равнодушным еще долгое время.

    Основные тезисы:

    Добрая приключенческая сказка в жанре средневекового фентези

    Поэтапно выстроенный сюжет

    Яркие персонажи

    Нехватка деталей описаний мира

    Философский подтекст книги, лежащий на поверхности


    6
    158