Рецензия на книгу
The Goldfinch
Donna Tartt
hayaam11 апреля 2015 г....Донна Тартт писала свой роман лет 10 и я боялась, что столько же лет буду его читать. Очень уже трудно мне далась первая глава. К тому же, опыт с "Тайной историей" был не очень удачный, и это не могло не подогреть мою настороженность. Я все опасалась того, что с первой же страницы появятся алкоголики и наркоманы. Они все-таки появились (пусть и не сразу и не на первой странице - и на том спасибо), но в этом романе было за что зацепиться, так что их наличие я пережила.
Со второй главы уже было не оторваться, постоянно хотелось узнать, что еще свалится на голову Тео Деккера. Ну, и нужно было разобраться, почему он носится с "Щеглом" Фабрициуса как с писаной торбой. По мере того, как Тео взрослел, менял место жительства, отравлял свой организм наркотиками (хотя почитать - так он не только не приболел, так и зависимостью не обзавелся. Чудеса, да и только), его отношение к самой картине и причины жажды обладания ею менялись. Его то бросало в дрожь от мысли, что за ним придут/арестуют/линчуют за то, что он ее взял (собственно, с этой паранойей он прожил приличное количество лет), то хотелось от нее избавиться, то хотелось ею обладать/любоваться, то картина давала ему ощущение того, что он обладает тайной, которая преподносит его над окружающими. Порой он и сам не знал, зачем она ему. Конец у этой истории настолько непредсказуемый, что не знаешь - то ли плакать, то ли смеяться, то ли затылок почесать. Как-то уж очень все чудесным образом разрешилось.Следующими словами Тартт устами Тео сводит значение искусства в следующему выводу: "Жизнь – какой бы она ни была – коротка. Судьба жестока, но, может быть, не слепа. Природа (в смысле – Смерть) всегда побеждает, но это не значит, что нам следует склоняться и пресмыкаться перед ней. Даже если нам здесь не всегда так уж весело, все равно стоит окунуться поглубже, отыскать брод, переплыть эту сточную канаву, с открытыми глазами, с открытым сердцем. И в разгар нашего умирания, когда мы проклевываемся из почвы и в этой же почве бесславно исчезаем, какой же это почет, какой триумф – любить то, над чем Смерть не властна. Не только катастрофы и забвение следовали за этой картиной сквозь века – но и любовь. И пока она бессмертна (а она бессмертна), есть и во мне крохотная, яркая частица этого бессмертия. Она есть, она будет. И я прибавляю свою любовь к истории людей, которые тоже любили красивые вещи, выглядывали их везде, вытаскивали из огня, искали их, когда они пропадали, пытались сохранить их и спасти, передавая буквально из рук в руки, звучно выкликая промеж осколков времени следующее поколение тех, кто будет любить их, и тех, кто придет за ними".
Еще эта книга о...нелюбви, о том, к каким плодам она приводит. Причем так же, как и любовь, НЕЛЮБОВЬ везде одинаковая: что в Америке, что в России, что где-либо еще. Предоставленный самому себе Борис начинает пить в девятилетнем возрасте, Тео впервые пробует наркотики, будучи подростком, и с тех пор они дня него - средство переждать жизненные бури и потрясения. Отсюда и приговор: "Жизнь – это катастрофа. Сама суть нашего существования, когда мы мечемся туда-сюда, пытаясь себя прокормить, обрести друзей и сделать что-то там еще по списку – есть катастрофа. Забудьте вы все эти глупости в духе “Нашего городка”, которые только и слышишь отовсюду: про то, какое это чудо – новорожденный младенчик, про то, сколько радости сокрыто в одном-единственном цветке, про то, как неисповедимы пути, и т. д и т. п. Как по мне – и я упорно буду твердить это, пока не умру, пока не рухну в грязь своей неблагодарной нигилистичной рожей, пока не ослабею настолько, что не смогу и ни слова выговорить: уж лучше не рождаться вовсе, чем появиться на свет в этой сточной канаве. В этой выгребной яме больничных кроватей, гробов и разбитых сердец. Ни выйти на свободу, ни подать апелляцию, ни “начать все заново”, как любила говаривать Ксандра, путь вперед только один – к старости и утратам, и только один выход – смерть".
Несмотря на то, что Тео Деккер, от лица которого ведется повествование, мне несимпатичен, я не пожалела, что прошла вместе с ним все 800 (с чем-то там?) страниц. Мне вообще, пожалуй, больше всех был симпатичен Попчик. Мелочь, а приятно)
1190