Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Serpent & Dove

Shelby Mahurin

  • Аватар пользователя
    Аноним25 января 2025 г.

    Осторожно, спойлеры!

    «Змей и голубка» – первый роман одноимённой трилогии. Ознакомившись с аннотацией и прочитав первую часть книги, я пришла к выводу, что название произведения, вероятно, перевели неверно. Так и напрашивалось «Змея и голубь». Однако впоследствии возникла мысль, что, возможно, никакой ошибки здесь и нет. В общем, трудно сказать наверняка.

    Признаюсь сразу, ничего особенного от книги я не ждала. Принималась за неё с определённой опаской, даже допускала вариант, что произведение, к сожалению, может и вовсе не понравиться. Да и оказался роман у меня в руках практически случайно, не в последнюю очередь из-за красоты коллекционного издания, которому сразу можно ставить высший балл – настолько оно прекрасно, но вернёмся к книге. По итогу произведение приятно удивило. Больше всего опасалась обилия жести и постельных сцен (всё же возрастное ограничение 18+), но и тут всё было не так страшно. Откровенная сцена присутствует в количестве одного десятистраничного экземпляра (из 640), а жестокие моменты хоть и были, но не оказались шокирующими, вписываются в 16+. Есть один неприятный нюанс, но он совсем небольшой.

    В первую очередь порадовало, что наблюдать за сюжетом оказалось очень интересно. Неприязнь вызвала лишь первая глава, а дальше всё пошло как по маслу. Автор пишет уверенно, персонажи живые и яркие, каждая обстановка, на фоне которой происходят события, подробно «прорисована» и в тоже время составляет малую часть книги. Если описать двумя словами, это антураж Франции XV-XVI веков. Мне не всегда такое нравится, но здесь это было очень уместно. Ничего лишнего, писательнице действительно удалось создать атмосферу среднего по величине французского города времён расцвета инквизиции.

    В основе сюжета лежит противостояние церкви и колдовства. Однажды, как нам повествует аннотация, пересекаются пути ведьмы и священника, охотившегося за ведьмами (в книге для обозначения данного рода занятий введён ранг «шассёр»). Очень интересно история смешана с вымыслом, этакий магический реализм получился. Когда подобные вещи качественно прописывают, выходит хорошее сложносоставное произведение.

    Сюжет, конечно, не нов – такое, ну или что-то похожее, уже встречалось, и всё же приятно удивило, как подробно изучен и насколько интересно представлен вопрос противостояния патриархата и матриархата. На примере главных героев, происходящих из полярных «миров», мы видим плюсы и минусы их точек зрения. Грамотно прописана часть книги, в которой Рид и Луиза, знакомясь ближе, узнают, как мыслит и воспринимает мир каждый из них. Становится ясно, почему они совершали те или иные поступки. Постепенно герои начинают меняться и находить компромиссы. Это напоминает о том, что и в жизни нам следует, по крайней мере, хотя бы начать их искать. Да и в других вопросах мы часто берёмся судить малознакомых людей, зачастую при этом совершенно не зная ни то, что общей картины ситуации, а даже её части. Своеобразный урок эмпатии получился.

    Познакомимся поближе с основными персонажами. Герои кажутся довольно странными, местами неправдоподобными. Не могут некоторые качества уживаться в одном человеке. Сразу отмечу, что положительными главных персонажей никак не назовёшь, однако и отрицательными они, пожалуй, тоже не являются. Луиза (некрасиво звучит её имя в сокращённом варианте, потому обозначу полной формой) – это прямо какой-то коктейль из разных, а иногда и противоположных качеств. Она холодно относится к переживаниям других людей, при этом отпуская нелестные замечания в их адрес. Колкая девушка, ведущая себя грубо, несдержанно, не стесняется в выражениях. Никого и ничто не воспринимает всерьёз, кроме самой себя, перед ней стоит только одна задача – спасение собственной жизни. Поначалу даже удивляет, что такой человек способен искренне дружить, хотя, признаюсь, я сомневалась в прочности этой связи во время чтения первой части. Казалось, две странные молодые женщины просто стали напарницами на какое-то время в силу обстоятельств и схожести характеров и мнений, чтобы вместе противостоять патриархальному миру и прочему злу. Даже когда Луизе сказочно повезло (если учесть обстоятельства, в которые её угораздило попасть), своевольная девица не проявила хотя бы малой крупицы благодарности.

    Однако по мере раскрытия персонажа, становится ясно, что внешнее равнодушие просто служило маской, прикрывающей довольно чувствительную натуру. Оказывается, девушка умеет сопереживать, что она и делает на протяжении второй половины книги. Луиза начинает сожалеть о многих из совершённых её грехов и стремится к свободе, той настоящей, которой у неё никогда не было прежде. Это не отменяет того, что ей действительно нравится провокационно себя вести, особенно в вопросах религии, что было неприятно и очень портило общее впечатление, но распутной и жестоко сердечной женщиной её точно уже не назовёшь. Отрицательное отношение к церкви Луизе внушили ещё в раннем детстве, и, хотя ненависть в неё вколотить так и не удалось, у меня всё же сложилось впечатление, что корнем сомнений стало чувство какой-то покинутости, которое героиня испытывала почти всю жизнь.

    У девушки много сильных сторон: она умна, красива, предана близким и наделена опасным талантом. Здесь можно согласиться с архиепископом, давшим ей смешанную характеристику: у неё много спорных поступков, но, если можно было б повернуть время вспять и поместить героиню в хорошую семью, она и впрямь выросла бы достойной женщиной; а так ей пришлось проходить этот путь на протяжении всего романа. По итогу даже её отношение к религии меняется, пусть, конечно, и не в прямо противоположную сторону установкам, с которыми её воспитывали в детстве, но это было бы и нереалистично.

    После того, как муж Луизы при драматичных обстоятельствах отказался от неё, мне стало даже отчасти понятно, почему она так вела себя с ним в самом начале. Когда девушка, показывала ему зубы, он сторонился её, но относится уважительно, подходя к вопросу брака со всей ответственностью. А вот после того, как героиня открыла ему свою душу, полюбила, приняла, Рид попросту перестал её даже за человека считать. Конечно, на такие перемены повлияли и другие обстоятельства, но всё же. Возникает сложный вопрос: как вообще тогда относится к людям? Кажется, что ответ очевиден – «Хорошо». Однако в таком случае люди почему-то перестают с тобой считаться или даже проявляют агрессию в твой адрес. Кажется, что, если относиться плохо, таких проблем не возникнет, но ведь не хочется быть злодеем, верно? Так что тут всё очень непросто. Ближе к концу произведения даже начинаешь жалеть девушку, особенно если учесть то, что её собственная мать всю жизнь хотела убить Луизу и до сих пор разыскивает дочь именно с этой целью.

    Не менее противоречивым был и Рид, только в его случае всё несколько иначе. В самом начале романа создаётся впечатление, будто это строго положительный и почти идеальный герой. Его убеждения и поступки вызывают уважение: доброта, сочувствие, преданность, смирение. Когда в его жизни появляется своенравная Луиза, невозможно не сопереживать бедному молодому человеку. Казалось, они были настолько разными, насколько это вообще возможно. Рид невероятно терпеливо принимал все её выходки и с большой серьёзностью отнёсся к своим обязанностям мужа, невзирая на отсутствие любви в браке.

    Тем не менее, весь этот прекрасный образ рухнул, стоило только познакомиться с персонажем поближе. Оказалось, он мог быть равнодушен, а иногда и жесток к тем, кто, по его мнению, не достоин называться человеком. Всё можно понять, но убийство – недопустимая мера, которая, к сожалению, не была ему чужда. Далее выясняется, что герой вспыльчив, может сорвать злость на первом подвернувшимся человеке, что несколько обескураживает, ведь если ты на кого-то обижен, тягайся с ним, а не со случайными окружающими. Кроме того, его непоколебимая вера в иерархию только всё усугубляла. К моменту кульминации у меня и вовсе возникло ощущение, что Рид относится к тем людям, кто может напирать только на тех, кого считает слабее и мягче себя. Таких персонажей было только три, но досталось им от него несправедливо много.

    Наибольшее возмущение, пожалуй, вызвало то, с какой лёгкостью герой предал свою жену. Удивительно, что он вообще её не казнил, как это было предписано инструкциями. После такого сюжетного поворота мне показалось, что персонаж превратился в какого-то антигероя, но в заключительных главах он всё же смог перерасти в смешанного героя. Рид постарался частично поменять свою точку зрения, осознал ошибки, попробовал их исправить. Плохо лишь то, что религия, к сожалению, перестала занимать настолько важное место в его жизни.

    Помимо вышеперечисленного, в книге много неожиданных событий, поворотов и открытий даже для самих героев. Удивило, кто оказался матерью героини, а также кто являлся родителями героя. Была, правда, и парочка совсем неправдоподобных моментов, например, одна женщина несла на руках другую в течение часа.

    В произведении много второстепенных персонажей, мне особенно понравился Ансель, добродушный молодой человек, готовящийся стать священником-шассёром. Развязка выдалась очень напряжённой и невероятно интересной. Конец у романа хороший, хотя это и не хеппи-энд; на главные вопросы были предоставлены ответы. Конечно, Луизу и Рида ждёт ещё много приключений, но это уже другая история.

    9/10

    Содержит спойлеры
    1
    174