Рецензия на книгу
История одного города
Михаил Салтыков-Щедрин
Аноним25 января 2025 г.Сократ мне друг...
... но как же сложно было не бросить! По доброй воле я, если честно, и читать бы не стала, но через пару дней у меня две пары по этому роману, и о чём я буду говорить с подростками? Помню, как ещё студенткой читала «Господа Головлёвы» — и осадок был ровно такой же, как после «Истории одного города». Хочется вымыться с мочалкой и пойти на свежий воздух.
Я понимаю, почему в своё время это было прям вау. В романе и сейчас много чего осталось «вау», если быть честной. Это же Пелевин 19 века! Это же Макондо в русской глуши! Лишённое, конечно, плавности и изобразительности языка великого колумбийца. А ещё не претендующее, наверное, на интертекстуальность нашего современника. Текст сам по себе, его текстура и запашок, мне был откровенно неприятен: очень много вульгарных намёков (чего только стоит девица Гандон, хе-хе), туалетного юмора, плоских шуток. Время от времени хотелось прикрыть глаза и возопить: а как это осталось в школьной программе, откуда «Ромео и Джульетту» изгнали за суицид? Очень много нанизано подробностей и частностей, они сливаются и слипаются в неопрятный ком переваренной лапши, градоначальники становятся на одно лицо и превращаются в ещё более неаппетитную массу. Глаза слипались, варила кофе дважды.
И вместе с тем я вижу, почему это было прекрасно, смешно, остроумно, ново и смело... полтора века назад. Когда всем было без усилия понятно, кто с кого списан — оно и сейчас «маска, я тебя знаю!», но приходится поднапрячься. Я опознала и «Повесть временных лет», и Аракчеева, и императриц, и императоров... но всё это уже дела минувших лет, а не снимок, срез эпохи. Печально и то, что языковая игра, которой насыщено произведение, тоже смотрится уже ненатурально: лексика нещадно устарела и вывалилась из употребления, юмор скорее угадывается, чем воспринимается непосредственно.
Я, может быть, крамольную вещь скажу, но не считаю всё-таки, что классикой единой должно быть живо среднее образование. Читать батюшку Салтыкова-Щедрина в нежные 15-16 — это как «Муму» в пятом классе, бессмысленно и беспощадно.
19415