Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Преступление и наказание

Фёдор Достоевский

  • Аватар пользователя
    Аноним9 апреля 2015 г.
    «Разве ты идучи на страдание, не смываешь уже вполовину свое преступление?»

    Федор Михайлович Достоевский «Преступление и наказание» 10/10

    Не знаю, с чего начать. Наверно, глупо писать о таком великом классическом произведении, но все-таки поделиться впечатлениями хочется о любой книге. А может, кто-нибудь еще из боязни притрагиваться к классике и к Достоевскому еще не читал эту книгу, может, прочитав мой отзыв, он определится в конце концов – читать или нет. Очень хотелось бы, чтобы выбор был в пользу романа.
    А может тем, кто не читал, вовсе не стоит читать эту рецензию. Потому что я очень хочу поделиться своим мнением о поступках героев, но я постараюсь сделать это без подробностей, чтобы не испортить впечатление. Очень постараюсь.
    Нашла книгу в своей домашней библиотеке с:
    Читала я в общей сложности 3-4 дня, причем между каждыми двумя днями активного чтения прошел срок в неделю, когда я, уже освободившись, принималась за книгу, но у меня после будней не оставалось сил ни на что, и я шла спать. Но когда в выходные я принималась вновь за свое, книга не отпускала, язык вовсе нетяжелый, как принято думать о русской классике. Наоборот даже. И мне кажется, не стоит боятся тяжелого смысла. Мне показалось, не так уж было все угнетающе, если честно, я думала будет похуже, но не все время же развлекаться? Лично мне неважно, что книга очень тяжела морально, я очень люблю такие романы. И, как сказал наш преподаватель литературы, если ты не читал эту книгу, ты упустил что-то очень важное.

    Когда я только начала читать и прочитала первую и вторую части, после этого мы обсуждали роман на уроке литературы. До этого я еще не успела задуматься, хорошо осмыслить название книги. Но именно на уроке я поняла до конца, обсуждая с учителем и одноклассниками. Это не просто история о Родионе Романовиче Раскольникове, который решил переступить через черту, о наказании, которое он получит. Каждый здесь согрешил и каждый понесет свое наказание.
    Куда больше мыслей у меня возникало после чтения, чем во время. Ты читаешь и плывешь по течению сюжета (причем картины, представляемые мной, были черно-белые), а уже после ты все это перевариваешь, медленно и неспешно, откладывая в душе и в голове что-то очень важное для себя.

    В продолжение темы о названии: осмысляя еще все это после прочтения, я пришла к мысли: хотя и Федор Михайлович был человек очень верующий, дело тут не только в Боге и судьбе. Наказание за любое преступление придет, ведь любой наш поступок порождает следствие, это как домино. А если это и не будет прямым, то косвенно ты ответишь за свои дела – ничто для тебя самого не проходит без следа. Каждый из нас несет физическую или моральную ответственность за свои свершения.

    Родион Романович Раскольников – обычный студент, которому приходится оставить учебу. Крайняя нищета и бедность придавили его, но он ничего не делает, чтобы исправить свое положение. Но есть одна мысль, одна идея, которая не дает ему покоя… Он думает о свершении своего «дела».
    Я как-то не сразу пришла к мысли о том, что неспроста он именно Раскольниковым зовется. А ведь все же просто, как дважды два – Родион был настолько раздражен, разочарован во всем, раздавлен проблемами действительности и быта, что произошел раскол в его личности, его душе. В нем борются две половины: с одной стороны это гордый, высокомерный, знающий цену своему уму, хладнокровный парень, но с другой – добрая и жалостливая, понимающая душа, небрезгливый, отзывчивый, отчаявшийся, одинокий человек, который потерял себя и не может понять, где же его место в этом мире, и чего он достоин? Человек, которому некуда идти, и частично в этом он виноват сам.


    «Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти. Ибо бывает такое время, когда непременно надо хоть куда-нибудь да пойти!»

    У меня возникло противоречивое чувство к этому герою. С одной стороны я ни в коем случае не оправдываю его за содеянное, он виноват. Никому не дано решать – жить или умереть человеку, вершить этот самосуд. Злых, жадных людей в мире полно, неужели теперь лишать каждого жизни, как это поможет остальным? Чем же ты тогда лучше их, чем отличаешься? Лишив одного жизни, не поможешь ста добрым, оказавшимся в беде, наверно, лучше просто помочь напрямую.

    Но с другой… Мне безумно его жаль, его переживания, муки невыносимы и тягостны. Мне было знакомо на своем уровне это чувство вечного сомнения, будто бы в тебе две противоположности, чувство непонятной грусти и внутренняя обида. Читая, я будто все ощущала на себе.


    «Какая-то особенная тоска начала сказываться ему в последнее время. В ней не было чего-нибудь особенного едкого, жгучего; но от нее веяло чем-то постоянным, вечным, предчувствовались безысходные годы этой холодной мертвящей тоской, предчувствовалось какая-то вечность на «аршине пространства». В вечерний час это ощущение обыкновенно еще сильней начинало его мучить.
    • Вот с этакими-то глупейшими, чисто физическими немощами, зависящими от какого-нибудь заката солнца, и удержись сделать глупость».

    Так вот, несмотря на вину Раскольникова, я все-таки нисколько не жалела старушку, но и не желала ей смерти.
    Первое русское классическое произведение, где так четко описывается убийство.

    Теперь немного о семействе Раскольникова. Пульхерия Александровна очень добрая, чуткая, терпеливая мать. Я сочувствовала ее волнениям о сыне и дочери. Но у меня было ощущение того, что сына она любила больше. И это мне не очень нравилось.

    Дуня Раскольникова – прекрасная девушка. Честная, искренняя, проницательная, благородная, несмотря на низкое положение в обществе, ее стойкости можно удивляться. И мысли Разумихина о ней, по-моему, очень соответствуют действительному положению вещей. Но ситуация с Лужиным вышла двоякая: на мой взгляд, она прекрасно понимала, каков Петр Петрович, этот мерзкий, подлый и гадкий мужчина, на самом деле, но она сама придумала себе образ благородного достойного человека, которого хотя бы уважать, если же не любить.

    Дмитрий Разумихин – замечательный персонаж, вызывает у меня несомненную симпатию, хотя я и не понимаю, что общего было у него с теми героями, с которыми он вел дружбу, вроде Порфирия, Заметова и Зосимова. Он очень простой малый, добрейшей души, преданный и отзывчивый, надежный – на него можно положиться, необидчивый и незлопамятный. Идеальный друг! Гордость за него брала, когда он совершал что-то хорошее, желая помочь.

    Семейство Мармеладовых. Катерина Ивановна и Мармеладов не вызывают у меня, наверно, ничего, кроме жалости. Все в жизни бывает, порой человек может оказаться на таком дне, что стоит огромных усилий, чтобы выкарабкаться. Но это ничуть не оправдывает твоих поступков. Бездействие Мармеладова во всем, в особенности по отношению к случаю с Соней, его дочерью, вызывает отвращение. Какой же он отец после этого? Да еще и помощи ее просил. А Катерина? Мне тоже ее очень жаль, но все-таки она была ужасная гордячка, а какие могут быть мысли о гордости бедных и выставлении на показ якобы своего благополучия, когда дети голодают, и будущее словно в тумане?
    Но, признаться, у меня на глазах навернулись слезы от всей этой обстановки в последнем случае с Мармеладовым.

    Соня Мармеладова. Единственная, по-моему, не виноватая в своем «преступлении». Ей же было всего 15 лет! А их просто задавила и раздавила бедность, а Катерина лишь накаляла обстановку, ее поведение было тогда просто ужасно. Из всех героев, на мой взгляд, она самая чистая душой, самая искренняя, и моменты с участием ее и Раскольникова, их диалоги вызывали у меня такую жалость, так сердце щемило…

    И самую малость о Свидригайлове и Лужине. Мерзкие, гадкие типы. И они оба не стоят мизинца Сони. Она – бедная, такая грешная, презираемая всеми, в миллионы и миллиарды раз достойнее, чем эти богатые и бездушные люди.

    Достоевский показывает столько совершенно разных людей, столько в этом произведении граней. Я уверена, что перечитывая роман через несколько лет, я буду открывать каждый раз в нем что-то новое. Читая его, я вспомнила столько других книг, столько ассоциаций возникало с ними. Вот, например, скупая, вредная, злобная старушка с двумя крестами на шее напомнила мне «Жизнь Пи».

    Но конец меня удивил. Здесь появляется светлый луч надежды. Ведь наказание нам дается не для того, чтобы вдавить в гроб, не оставив мокрого места. Наказание – это путь к осознанию своей вины и ответственности. Через наказание можно понять, что все в мире не просто так, и каждый чего-то стоит. Пройдя это испытание, ты либо погибнешь, либо найдешь дорогу к свету, путь к себе, который так долго искал. И поймешь, что душа-то твоя еще умеет любить.


    «У кого есть она (совесть), тот страдай, коль сознает ошибку. Это и наказание ему, - опричь каторги».

    5
    79